Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Алесь Михалевич. ПЕРСПЕКТИВЫ. Генералы на скамье подсудимых

 

Алесь Михалевич

Алесь Михалевич. Родился 15 мая 1975 года в Минске. В 1999 году окончил юридический факультет Белорусского государственного университета по специальности «политология», был аспирантом Института государства и права Национальной академии наук Республики Беларусь. С 1995 по 1999 годы — председатель ЗБС (Задзіночання беларускіх студэнтаў). Был членом Партии БНФ (с 1993 года), заместителем председателя Партии БНФ. Исключен из партии в июне 2008 года «за нарушение партийной этики и дисциплины». Председатель союза «За модернизацию». Кандидат в президенты на выборах 2010 года. Обвиняемый по уголовному делу о массовых беспорядках 19 декабря. Получил политическое убежище в Чехии. Женат, воспитывает двоих детей.

В соседней Польше закончился криминальный процесс по делу организаторов военного положения, введенного в 1981 году. Бывший министр внутренних дел Чеслав Кищак получил 2 года тюремного заключения с отсрочкой исполнения приговора на 5 лет.

Многие годы в стране Пилсудского и Костюшки велись дебаты, насколько оправданным было поведение польских военных, учитывая факт весьма вероятного оказания Советским Союзом «братской помощи» в виде вторжения в Польшу советских танков, как это было в Венгрии в 1956-м и Чехословакии в 1968 году. Жирную точку в общественной дискуссии поставил окружной суд в Варшаве, постановив: необходимости введения военного положения в Польской Народной Республике не было, а те, кто его готовил, являлись вооружённой преступной группировкой. И это — несмотря на генеральские звания и полную поддержку политического руководства того времени.

В чём-то процесс Чеслава Кищака мне напомнил криминальное преследование другого генерала, бывшего президента Чили — Аугусто Хосе Рамона Пиночета. Как и в случае с Пиночетом, бывшему министру внутренних дел Польши на момент последнего суда уже было далеко за 80. В обоих случаях раздавались голоса: «да бросьте, надо пожалеть «дедушку». В Чили одиозного генерала даже признали больным на старческое слабоумие. Но, несмотря на всё, чилийский comandante до конца своих дней практически постоянно находился в статусе обвиняемого.

В жизни часто бывает, что правосудие наступает с большим опозданием. Но очень важно, чтобы оно все равно наступило. В истории Беларуси хватает преступлений, за которые уже никто не сядет на лавку подсудимых. Никто уже лично не ответит за геноцид 1937-го года, за истребление белорусской интеллигенции в ГУЛАГе, за белорусских крестьян, раскулаченных и вывезенных в Сибирь и Казахстан, за Янку Купалу, убитого в Москве. Это уже в прошлом. Но ведь в нашей новейшей истории есть не менее серьёзные преступления, за которые должны понести ответственность конкретные люди. И не для того, чтобы отомстить, а для того, чтобы подобные злодеяния в нашей истории не повторялись.

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. К концу месяца вся Беларусь гудела от информации и сплетен по поводу взрыва. Однако это не помешало коммунистическим функционерам, быстро отправившим своих отпрысков в «чистые» районы, выгнать других детишек на первомайские демонстрации. Подобные массовые мероприятия прошли во всех городах Беларуси, в том числе в Гомеле, Мозыре, Брагине, Хойниках, Наровле. Под радиоактивным солнцем пионеры и октябрята с улыбками на лицах несли шарики и флажки. А потом тысячи из них очутились с огромными осложнениями в больницах. Родителям оставалось только догадываться, в чем же причина смертельных болезней их детей…

Сегодня Беларусь стоит перед очень важной вехой. Из системы, созданной Александром Лукашенко, НЕТ конституционного выхода, и, скорее всего, изменение ситуации будет происходить не в соответствии с сегодняшним законодательством. В условиях отсутствия реального подсчёта голосов уличные выступления остаются одним из немногих способов влияния на политическую обстановку. Многим генералам сегодня кажется, что исполнение чужого приказа снимает с них ответственность за применение силы против мирных демонстрантов. А ведь это не так. Чеслав Кищак и Августо Пиночет попали под суд даже в достаточно почтенном возрасте. В Беларуси же высшие чины армии, милиции и спецслужб рискуют получить приглашения на «белорусский нюрнбергский процесс» намного раньше.

Цивилизованный судебный процесс – это ведь намного лучше, чем народный самосуд, не так ли?

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

Оценить материал:
Средний балл - 4.69 (всего оценок: 54)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Молчаливые акции принесли свою пользу. "Сетевые хомячки" объединились и почувствовали себя реальное силой. Придет день - и эта сила себя еще проявит. Но "сетевые хомячки" не могут быть основной движущей силой революции. Может быть лет через 50 и смогут, но сейчас точно нет, не так много у нас этих хомячков. Рабочий класс был и остается основной силой любых революций. Пробудить работяг, напомнить им, что они реальная сила, с которой власть обязана считаться - вот основная задача сегодня. На всякий случай уточняю, что под сетевыми хомячками я не подразумеваю ничего обидного, и сам себе считаю вполне боевым сетевым хомяком. :-)
  • Согласен, но такая работа и опасна, и трудна. И власти постоянно мониторят деятельность оппозиции, чтоб на корню пресечь. Вспомните про молчаливые акции - казалось бы - элементарно, просто и без действий, нарушающих общественный порядок. Однако и здесь власти сумели провернуть свои делишки и запугать население, что если только выйдешь из дому в назначенное время, то попадешь в кутузку! И как результат - совершенно пустынные улицы в 15-00 по средам.
  • Согласен. И работу независимых профсоюзов по разъяснению рабочему люду его прав тоже можно назвать очень нужной. Вы согласны с тем, что таких примеров единицы? И что на сегодняшний день именно это можно считать критерием толковой работы оппозиционера? Работаешь напрямую с простыми людьми, распространяешь толковые протестные газеты или листовки - молодец, ты настоящий оппозиционер. Занимаешься внутрипартийными разборками или расклеиванием частных объявлений? Занимайся, но не смей называться оппозиционером.
  • А я по этому поводу ничего и не заявлял. Кто-то Санникова расклеивает, кто-то зазывает продать волосы, кто-то хочет снять квартиру, а вот, например, ОГП настоящие протестные газеты распространило в индивидуальном порядке - так это вполне можно назвать оппозиционной деятельностью. Это понятно нам с вами, а как это донести до ума народного?
  • ОК, только давайте не будет называть это оппозиционной деятельностью, ладно? Если я буду на проспекте в час пик дорогу перебегать на красный свет, я тоже буду сильно рисковать. Но вряд ли это поспособствует освобождению страны от диктатуры. И заметьте, в моем случае польза будет сугубо нулевая, а в их скорее отрицательная. Диктатор ясно дает понять, что он продаст все госактивы, лишь бы только удержаться у власти. Это означает, что через желудок по-настоящему начнет доходить только тогда, когда от страны останутся только рожки да ножки. И никакие аргументы типа: а мы потом аннулируем эти сделки, не катят. Аннулируешь сделку - будь добр вернуть уплаченные деньги. Ведь проблема же не в том, что Белтрансгаз продали за 5 ярдов. Проблема в том, что половину из этих 5 ярдов уже про(с)рали, а вторую половину про(с)рут в самое ближайшее время. Так что к тому времени, когда дойдет через желудок, уже поздно будет пить Боржоми.
  • И целыми сутками кататься в общественном транспорте! ))) Результат от этого - мизерный, недаром этим никто и не занимается. Только через средства массовой информации или через собрания, митинги, опять же, разрекламированные через СМИ, можно добраться до ушей простого народа. Поэтому власти усиленно и блокируют эти направления, зная об их действенности. Они рискуют, им и решать что расклеивать. Тогда это путь через желудок, раз через голову не доходит. Как жрать нечего будет - так выйдут и на демонстрации, и на акции, и за листовками сами бегать будут.