Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Алексей Пикулик, Денис Мельянцов. СТРАТЕГИИ. Как остановить эскалацию конфликта с ЕС


Для предотвращения дальнейшей эскалации конфликта между Беларусью и Евросоюзом и перехода его в хроническое состояние и Минск, и Брюссель должны будут пойти на взаимные сбалансированные уступки. В этом контексте возвращение послов в Минск после Пасхи и освобождение части политзаключенных белорусскими властями (и то, и другое на данный момент является лишь декларацией) могли бы стать подобными первыми шагами, которые хоть и не сняли бы конфликт, но все же способствовали бы началу рационального взаимодействия.

В этом анализе будет сделана попытка предложить варианты прекращения эскалации и перевода конфликта в конструктивное русло. В случае дальнейшего углубления конфликта для его разрешения стороны не смогут обойтись без посредника.

Алексей ПикуликАлексей Пикулик. Академический директор Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) с октября 2011 г. Окончил факультет информации и коммуникации БГУ, магистратуру Центрально-Европейского университета (Будапешт). Защитил докторскую диссертацию в Институте европейского университета (Флоренция). С 2006 года преподает в Европейским гуманитарном университете в Вильнюсе, с 2010 года — в Европейском университете в Санкт-Петербурге. В BISS пришел в 2009 году на должность аналитика. Исследовательские интересы: политэкономия реформ, политэкономия нефти, экономическое регулирование.
Денис МельянцовДенис Мельянцов. Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс). Работает в институте с августа 2007 года. Закончил исторический факультет Могилевского государственного университета. Учился в магистратурах ЕГУ (европейские и трансатлантические исследования) и факультета международных отношений БГУ. После закрытия ЕГУ в Минске учился в магистратуре Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете (Литва), где в 2006 году защитил магистерскую диссертацию по внешней политике и политике безопасности Европейского союза. Сейчас занимается подготовкой кандидатской диссертации по теме отношений Беларуси с НATO. До октября 2009 года преподавал в ЕГУ. Соучредитель Института политических исследований «Палітычная Сфера».



Конфликт рискует стать затяжным

Конфликт между Минском и Брюсселем дошел до той степени накала, когда ни одна из сторон не желает предпринимать односторонние действия по выходу из него, но процесс еще не стал необратимым. На сегодняшний день и ЕС, и Беларусь рассматривают собственные действия как обоснованную и симметричную реакцию на недружественные действия противоположной стороны и ждут от нее уступок. И Брюссель, и Минск испытывают всё возрастающее недоверие друг к другу и считают уступки признаком слабости.

Как уже говорилось ранее, конфликт между Беларусью и ЕС может иметь крайне негативные долгосрочные последствия для страны. Речь идет о совершенно конкретных процессах: переориентации финансово-торговых потоков, поглощении ряда белорусских предприятий российскими и приватизация белорусской собственности российским капиталом, что, в общем и целом, создаст «зависимость от колеи», которая будет труднопреодолима в долгосрочной перспективе.

Утрата Беларусью значительной части суверенитета вследствие дисбаланса внешнеполитических векторов и вынужденного включения в российские интеграционные проекты значительным образом повлияет на расстановку сил в Восточной Европе. Выстраивание под эгидой Кремля таких конструкций, как Евразийский союз и ОДКБ, может иметь также долгосрочные последствия в сфере безопасности, в частности, для таких стран-членов ЕС, как Польша, Литва и Латвия.


Как остановить эскалацию?

Для обеих сторон конфликта было бы рациональным шагом как можно скорее остановить эскалацию конфликта, пока он не перешел в ту фазу, которая может длиться долгое время и которую будет тяжело разрешить (например, разрыв дипломатических отношений, репрессии против польского меньшинства как заложника белорусских властей, окончательная делегализация оппозиции и т.д.).

В целях прекращения эскалации конфликта и его трансформации обе стороны — и ЕС, и Беларусь — должны предпринять ряд деэскалирующих шагов, которые будут основаны на осознании того факта, что данный конфликт — это не конфликт с нулевой суммой, что от его разрешения выиграют обе стороны. По мнению одного из классиков современной американской конфликтологии Луиса Крисберга (Louis Kriesberg, International Conflict Resolution: The US-USSR and Middle East Cases. New Haven: Yale University Press, 1992), деэскалирующие инициативы часто являются критически важными для трансформации сложных конфликтов с последующим их разрешением.

Таким деэскалирующим шагам часто предшествуют неформальные контакты сторон и риторические примирительные жесты, направленные на противоположную сторону конфликта. Эффективность деэскалирующего действия зависит от множества факторов: внешней среды, развития ситуации внутри каждой из сторон, изменений в отношениях между конфликтующими субъектами.

В случае белорусско-европейского конфликта ситуация осложнена следующими факторами:

- немаловажными агентами конфликта является белорусская оппозиция, лидеры которой не имеют единого мнения относительно желательных способов разрешения конфликта (часть оппозиционных политиков выступает за усиление давления на белорусские власти, а часть — лишь за сохранение символических ограничительных мер и начало диалога с ЕС), что дезориентирует их европейских партнеров;

- у ЕС нет единого подхода к «белорусскому вопросу». Ответная реакция Брюсселя на действия Минска — это всегда компромисс между подходами 27 стран-членов, которые имеют различные интересы;

- Беларусь реализует ряд интеграционных проектов с Россией, которая потенциально может нивелировать последствия санкций против Беларуси, введенные ЕС. Кроме того, Россия объективно заинтересована в продолжении конфликта между Беларусью и ЕС, наличие которого гарантирует участие Беларуси в интеграционных объединениях с РФ;

- Лукашенко крайне негативно и болезненно относится к любым попыткам влияния на него и готов на жесткие контрмеры, в том числе направленные против партнеров ЕС внутри Беларуси.

Учитывая эти осложняющие факторы, для начального этапа деэскалации конфликта могут быть предложены следующие серии деэскалирующих действий сторон, которые предваряют переговоры (формальные или неформальные) по нормализации отношений и отвечают требованию «сохранения лица» обеими сторонами:

Беларусь:

- прекращает антиевропейскую риторику и отказывается от антиевропейской кампании в государственных СМИ;

- отказывается от практики запрещения выезда из страны представителям оппозиции (тем более что официально такой список отсутствует);

- отказывается от ограничения въезда в страну экспертов, политиков и чиновников ЕС среднего уровня;

- начинает процесс освобождения политических заключенных.

Европейский союз:

- вводит мораторий на дальнейшее расширение списка невъездных и предприятий, подпадающих под санкции;

- озвучивает публичное приглашение белорусских государственных экспертов к участию в Европейском диалоге для модернизации Беларуси

- рассматривает проектные предложения, поданные совместно Беларусью, Украиной и Литвой в 2009 году в рамках многостороннего измерения «Восточного партнерства».

За этими действиями должны последовать неформальные консультации представителей Минска и Брюсселя с целью разработки дорожной карты нормализации отношений, которая будет содержать в себе все необходимые шаги по урегулированию конфликта и возвращению к нормальному уровню двусторонних отношений. При составлении дорожной карты должны соблюдаться принципы добровольности и взаимности, в противном случае она разделит судьбу «маленькой синей книжечки» (имеется в виду non-paper под названием «Что Европейский союз может дать Беларуси», направленное Европейским союзом Беларуси в 2006 году. Официальный Минск тогда проигнорировал это обращение).


Диалог с участием посредника?

Пока еще сохраняется возможность деэскалации путем взаимных уступок, но если стороны продолжат наращивать конфликтное напряжение, то уровень недоверия и отчужденности может в дальнейшем сделать прямые переговоры невозможными.

В таком случае будет полезно последовать за мировым опытом разрешения конфликтов и обратиться к помощи посредника, который должен отвечать нескольким требованиям:

во-первых, быть незаинтересованной стороной в данном конфликте, чтобы исключить возможность подыгрывания одной из конфликтующих сторон;

во-вторых, поддерживать одинаковый уровень отношений с обеими сторонами конфликта (к примеру, отдельные страны-члены ЕС или страны-кандидаты на вступление для этой цели не годятся);

в-третьих, обладать высоким международным авторитетом, который позволит осуществлять не только функции передатчика посланий между конфликтующими субъектами, но еще и выступать в роли третейского судьи и гаранта выполнения обязательств;

в-четвертых, иметь опыт посреднической деятельности при урегулировании международных конфликтов.

В рассматриваемых условиях наиболее подходящей для роли посредника представляется кандидатура Ватикана. Священный Престол обладает непререкаемым авторитетом и, соответственно, весом в международной политике, имеет многовековой опыт посреднической деятельности, его дипломатическая служба — старейшая в Европе. В 2009 году состоялся визит А.Лукашенко в Ватикан и его аудиенция у Папы. Можно сказать, что понтифик уже в некоторой степени опробовал роль посредника во время предыдущего периода «разрядки». Благодаря своему участию в разрешении белорусско-европейского кризиса Ватикан также получил бы свои выгоды — этот шаг посодействовал бы укреплению позиций Католической церкви в Беларуси, а также имиджа Папы как успешного медиатора в современных политических конфликтах.

В нынешних условиях роль Священного Престола может заключаться в организации неформальных встреч представителей Беларуси и ЕС, организации экспертной рабочей группы по разработке дорожной карты, организации переговоров по нормализации отношений.

Хотелось бы ещё раз повторить: последствия конфликта Беларуси и ЕС невыгодны белорусскому обществу и опасны в плане перспектив дальнейшего развития нашей страны как независимого государства. Поэтому самое главное в нынешних условиях — это остановить эскалацию конфликта и приступить к выработке дорожной карты по его урегулированию. И белорусское руководство, и европейские политики должны проявить мудрость и стратегическое мышление и сделать необходимые шаги навстречу друг другу.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 2.96 (всего оценок: 23)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Мне достаточно,что навины сообщают,что рейтинг Луки растёт,ну а если где-то прибывает,то автоматически где-то убывает.) А,ну да, можно ещё гражданскую войну организовать,а на крайняк-убийство,со следом алькаиды.
  • Про непризнанную вы сами придумали или у людей спросили? Международное сообщество имеет кучу возможностей силового воздействия на преступников и без "вторжений". В ЕС давно поняли, а вот автор статьи похоже еще в плену детских иллюзий о "добром царе"
  • http://www.gazeta.ru/column/shelin/4342145.shtml
  • Так что,может необходимо вторжение,с целью защиты не признанной людьми оппозиции?!Та й не кажить, кумэ!Туповатi вони у цьому ЕС!
  • Детский сад Ромашка, а не статья.. Диктатор недоговороспособен. Это уже, слава богу, поняли в ЕС. Он легко дает слово, и так же легко его забирает. Торг политзаключенными бессмысленен - они через год другой опять окажутся в тюрьмах и пойдет все по новой. Только полное освобождение политзаключенных и их риабилитация может стать началом какого-то диаолога. Ни отмена санкций, ни финансовая помощь оказываться при этом не должны. Для введения маратория на санкции необходимо отсановка репрессий и давления на гражданское общество и политическую оппозиции. Диктароы понимают только язык ультиматовов и силовых действий. Все остальное они считают признаком слабости. Уже давно пора было бы это понять
  • Статейка детская. А юридически Европа может разговаривать только с законно избранным Верховным Советом 13-го созыва, даже если он будет действовать за границей. Но это не правительство в изгнании (исполнительная власть), это власть законодательная и легитимная, способная принимать законы в интересах народа. Если депутаты 13-го созыва проявят политическую волю, то из этого может кое-что получиться при международной поддержке. Пусть Шушкевич поразмышляет, он все-таки профессор.