Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Николай Герасимович. ПРАВО НА ТРУД. Адаптация, реабилитация или издевательство?

 

Николай Герасимович. 31 год, офицер МВД в отставке. В 2001 году получил серьезную политравму в результате ДТП, была установлена первая группа инвалидности. До травмы работал дознавателем в Дятловском РОВД. В 2007 г. окончил юридический факультет Гродненского государственного университета, заочная сокращенная форма обучения по специальлности «правоведение». С 2008 г. по 2009 г. работал в должности юрисконскульта ООО «Белтермиз», с 2009 г. по 2011 г. — юрисконсульт ОАО «Дворецкий льнозавод», с 2012 г. по 2013 г. — юрисконскульт ГУ Центр социального обслуживания населения Дятлловского района Гродненской области. Член правления Дятловской районной организации ОО «БелОИ».

Установленная первая, а позже вторая группа инвалидности не сломила во мне волю к победе и желание жить, а не просто существовать. Не хотелось быть иждивенцем и жить за чужой счет, на чужих кормах, как трутень. Поэтому, как только более-менее уверенно смог передвигаться, писать, говорить, сразу же поступил в университет на юридический факультет, чтобы получить специальность и быть полезным для общества и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Получил диплом. Перспектива трудоустройства оказалась весьма смутной и далекой. Сначала я думал: это потому, что жил в деревне. Но и в деревне первые три года после получения диплома смог реализовать себя — проработал на производственных предприятиях в должности юрисконсульта. Работал все время на полставки. На полную ставку не брали из целей экономии средств, т.к. инвалид должен работать не более семи часов в день, а платить наниматель ему обязан в полном объеме, как за восемь. При приеме на работу никто не требовал индивидуальной программы реабилитации инвалида, никто не сомневался в способностях и умении работать. Но вот началась другая история.

Мне не продлили контракт по прежнему месту работы. В то время я уже сменил место жительства и проживал в райцентре. Самостоятельно, как в деревне, работу найти мне не удалось. Пришлось обращаться в органы местной исполнительной власти.

После первого приема у заместителя председателя райисполкома получил отписку: «Вакантных рабочих мест нет». Во второй раз уже лично председатель райисполкома обещал помочь. Он мое обращение направил на разрешение в управление сельского хозяйства. Но управление сельского хозяйства — не служба занятости и не управление по труду, занятости и социальной защите населения и не оказывает помощь в трудоустройстве инвалидам. Так вопрос моего трудоустройства забуксовал на одном месте, а точнее, в одних и тех же кабинетах.

5 декабря 2011 года на конференции Дятловской районной организации БелОИ в присутствии ее председателя и заместителя председателя исполкома я поднял вопрос о своем трудоустройства и озвучил проблему — отсутствие пандуса и туалета в здании Центра социального обслуживания населения (ЦСОН), где находится отделение дневного пребывания для инвалидов «Праменьчык». Наличие этих сооружений было предусмотрено уставом учреждения с момента его открытия. Но только на бумаге. Их реальное отсутствие делало затруднительным, а порою невозможным посещение отделения инвалидами. А одной из задач отделения является социальная адаптация молодых инвалидов и их занятость в свободное время. В конце своего выступления я предупредил о том, что в случае неустранения указанных недостатков подам иск в суд. По поводу трудоустройства мне ответила директор ЦСОН Илона Петровна, что с 1 января следующего года я буду принят на работу в ГУ ЦСОН Дятловского района юрисконсультом.

Когда регистрировался в службе занятости, представил все необходимые документы, в том числе и индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРИ), которую МРЭК мне выдала через семь лет после наступления инвалидности и уже после трех лет моей трудовой деятельности.

Во втором разделе «Профессиональная и трудовая реабилитация» по шаблону было вписано слово «адаптация». Нужна ли она была после самостоятельного трудоустройства и трудовой деятельности?

Согласно постановлению Совета министров от 2 февраля 2009 г. № 128 (в ред. от 28.04.2010 № 640) «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности» адаптацией инвалидов к трудовой деятельности является «комплекс мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии); приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности; повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда; трудоустройство инвалидов в соответствии с полученной или имеющейся специальностью (профессией)».

Финансирование мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Мероприятия по адаптации инвалида проводятся согласно «плану адаптации», единая форма которого не утверждена. Но план должен быть подписан лицом, ответственным за проведение адаптации, и самим инвалидом.

После месяца хождений в службу занятости на отметку о том, что вакансий нет, а на предложенные курсы ехать я не согласен, мне, наконец, предложили должность юрисконсульта в Центре социального обслуживания населения Дятловского района, но с условием, что меня берут только на один год для прохождения адаптации. После прохождения адаптации дальнейшая перспектива работы оговаривалась весьма туманно.

Руководствуясь пунктом 6 постановления Совета министров от 2 февраля 2009 г. № 128, в котором говорится, что «рабочие места для инвалидов, созданные с использованием средств Фонда, наниматели и организации должны сохранять не менее трех лет после ввода их в эксплуатацию и трудоустройства на них инвалидов», я с уверенностью рассчитывал на то, что как минимум три года я буду иметь работу.

С 1 марта 2012 года (а не с января, как было обещано при людях) со мною был заключен трудовой договор по основному месту работы в ГУ ЦСОН Дятловского района. Ни о какой адаптации ни в приказе при приеме на работу, ни в трудовом договоре не говорилось, поэтому я и надеялся на продолжение со мною трудовых отношений. Тем более, закон на моей стороне!

Тем временем весной начались подготовительные работы по строительству пандуса. Позже началось строительство и обустройство туалетной комнаты. Лед тронулся, как сразу показалось. Но по окончании строительства туалет так и не был открыт для пользования инвалидами. Почему? Как говорили в коллективе, ждали проверки, хотели представить все «с иголочки». Поэтому всю осень и начало зимы инвалиды продолжали ходить в туалет на улице за метров четыреста.

Как и обещал, ровно через год, 5 декабря 2012 года, я подал в суд исковое заявление о защите трудовых прав и социальных гарантий. На следующий день к начальнику управления по труду, занятости и социальной защите населения пришел председатель районного суда по вопросу иска и не только. Назавтра туалет для инвалидов был отрыт.

В рассмотрении моего иска суд отказал, вынеся определение о том, что нарушений не имеется.

28 февраля 2013 года трудовые отношения между мною и центром были прекращены по инициативе нанимателя в связи с истечением срока адаптации. Хотя, согласно ст. 283. Трудового кодекса Республики Беларусь «Реализация инвалидами права на труд», не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях, независимо от срока пребывания в них.

Это же право по обеспечению инвалидов работай закреплено и в ст. 19 закона «О социальной защите инвалидов». А согласно пункту 9 Положения «О порядке финансирования затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов», в договоре о создании специализированных рабочих мест для инвалидов, заключенном между комитетом облисполкома и организацией, обязательно указывается обязательство организации о сохранении рабочих мест сроком не менее трех лет со дня трудоустройства на них инвалидов.

За время всей моей работы в центре я никаких заданий руководителя по моей адаптации не выполнял, как не делал и контрольное задание, предусмотренное пунктом 12 Положения «О порядке организации и финансировании адаптации…». Странно, что это за адаптация?

Взысканий на работе я не имел.

В защиту своих прав я подал исковое заявление в суд Новогрудского района. Судья отказал в удовлетворении моих исковых требований — в восстановлении на прежнем месте работы и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

И хоть со мной фактически никакая адаптация или реабилитация не проводилась, однако был выполнен план — задание по адаптации и трудоустройству инвалида. А что до настоящего времени после увольнения я нигде не работаю — тем, кто увольнял, очевидно, уже неинтересно.

На суде начальник управления, которая представляла интересы центра и исполкома, назвала меня вредителем и пояснила, что я не устраиваю ее как работник. Почему? Потому что я по закону подал исковое заявление в суд и очень добросовестно выполнял свои должностные обязанности по защите прав социально незащищенных слоев населения.

В своем ответе на коллективное письменное обращение инвалидов в адрес председателя райисполкома с просьбой введения постоянной должности юрисконсульта в ГУ ЦСОН для защиты прав инвалидов тот же чиновник, начальник управления по соцзащите указала, что… не видит такой необходимости.

Тогда возникает вопрос: нужна ли была такая моя адаптация, трудовая реабилитация, или это просто насмешка, издевательство, которые продолжаются, или это было выполнение показателя для получения премии соответствующими работниками? 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.94 (всего оценок: 17)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • ...ремарка... ...члены этой корпорацыи достойны калбасы водки и т.д., но они опасны т.к. рефлектуют, понимаю жителей региона...
  • Было бы жалко мужика, и помочь бы ему. Но он же бывший мент, да еще "не имевший взысканий". Бог подаст.