Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Сергей Возняк. НАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ. Тридцать три милицейских процента

 

 

Сергей Возняк. Один из руководителей кампании «Говори правду». Член Бюро Центрального комитета Белорусской партии левых «Справедливый мир». Член правления ОО «Белорусская ассоциация журналистов». Главный редактор газеты «Товарищ». В прошлом — кадровый офицер-политработник Советской Армии. С 1992 года занимается профессиональной политикой и политической журналистикой. В мае 2011 года осужден к двум годам лишения свободы (условно) как один из организаторов акции протеста граждан на Площади против фальсификации итогов президентских выборов.

Министерство внутренних дел Беларуси в первом полугодии 2013 года провело опрос более 13 тысяч граждан. Согласно полученным данным, полное доверие белорусской милиции выразили 33 процента респондентов. Государственное информационное агентство БЕЛТА распространило по этому поводу новость под заголовком «Более трети белорусов полностью доверяют органам внутренних дел».

Можно было, конечно, дать такую новость и под заголовком «Две трети белорусов в той или иной степени не доверяют органам внутренних дел». Но что возьмешь с пропагандистского БЕЛТА?..

Примерно за неделю до этой новости довелось, по чистой случайности, оказать содействие белорусской милиции.

Я не представляю, к счастью, официальные СМИ, которым еще до суда позволено обнародовать материалы предварительного расследования, как это было сделано в отношении нас, фигурантов «Площади-2010». Поэтому обойдусь при описании истории без фамилий причастных к ней людей – как-никак возбуждено уголовное дело и начато следствие.

В районном управлении внутренних дел, куда зашел сняться с учета в уголовно-исполнительной инспекции в связи с окончанием условного срока «за Площадь», ко мне обратился сотрудник милиции с просьбой побыть понятым при оперативно-розыскном мероприятии. При этом милиционер, не зная, кто я, и предвосхищая возможный отказ, несколько раз повторил: «Там минутное дело, распишитесь в бумагах – и все».

Согласившись, я оказался причастен к задержанию наркоторговца.

В кабинете – сцена из милицейского сериала. Молодого парня используют в качестве «подсадной утки». Оперативники выдают ему деньги для контрольной закупки наркотиков и диктофон для скрытной записи разговора с наркоторговцем. Мы, двое понятых, фиксируем в протоколе переданную сумму и номера купюр, а также маркировку диктофона. Расписываясь, еще раз подумал: раз дело связано с наркотиками, вряд ли все закончится для меня росписью понятого. Но милицейский «опер», поблагодарив за участие, снова заверил: «Не волнуйтесь, больше от Вас ничего не потребуется».

Я тоже сказал ему «до свидания» и пожелал поскорее нового Верховного Главнокомандующего. Я всегда так делаю, если случай сталкивает с людьми в погонах.

На следующий день – две, как обычно, новости. Хорошая: операция прошла успешно, наркоторговец задержан. Не без моего, заметьте, содействия – пусть теперь госпропаганда попробует сказать, что я не конструктивная оппозиция, а отморозок и пятая колонна. Плохая: «опер» меня обманул. Звонок из милиции уведомил, что по данному делу я являюсь уже не просто понятым, а свидетелем, в связи с чем необходимо явиться в РУВД для дачи показаний.

Чувствую, как понижается уровень моего доверия к органам внутренних дел и как я решительно выпадаю из тридцати трех процентов, но, естественно, в РУВД прихожу.

Следователем оказалась девушка-лейтенант. Записав мои показания, она честно предупредила: «Теперь ждите вызова в суд. В качестве свидетеля».

Перед тем, как пожелать ей поскорее нового Верховного Главнокомандующего (а я всегда так делаю, когда вижу человека в погонах), спрашиваю:

– Почему «опер» не сказал мне, что дело не ограничится одной лишь подписью? Я нормальный гражданин, отец двоих детей-студентов, согласился бы помочь и так. Тем более, если дело касается «наркоты». Зачем было меня обманывать?

И девушка-лейтенант, без всяких соцопросов, точно охарактеризовала уровень доверия белорусов к родной милиции:

– Приходится так поступать. Вы даже не представляете себе, как неохотно люди сейчас откликаются на подобные просьбы…

Еще как представляю! И даже знаю, почему это происходит.

Когда колонну сторонников Некляева в день президентских выборов избили «неизвестные в черном», министр внутренних дел генерал Кулешов заявил, что нападавшие не были работниками милиции.

Через полгода в суде над нами офицеры-гаишники Поплевко и Игнатьев, преградившие путь колонне Некляева 19 декабря 2010 года, свидетельствовали, что нападавшие были сотрудниками МВД – у них, мол, на черной униформе была надпись «Милиция». Фактически разоблачая своего министра, Поплевко и Игнатьев сами врали: просмотр в судебном заседании видеосъемки избиения колонны на ул. Коллекторной показал, что никаких надписей и знаков принадлежности к МВД на одежде нападавших не было.

Врут, как видим, по-крупному. Что ж мне обижаться на мелкое вранье какого-то районного «опера» и удивляться, что две трети белорусов не доверяют органам внутренних дел?

Уже после того, как я стал «добровольным помощником милиции», в Бобруйске «неизвестные в штатском» похитили и вывезли в лес «на профилактику» несовершеннолетнюю дочь местного предпринимателя и гражданского активиста Вячеслава Шелега. Наверное, министр внутренних дел (уже другой) опять скажет, что лесные бандиты не были сотрудниками милиции.

В эти же дни «неизвестные в штатском» возле офиса кампании «Говори правду» напали на нашего активиста Виталия Василькова и насильно затолкали его в машину. Тут министр вынужден будет признать почерк своего ведомства, потому что задержанный получил в итоге 10 суток ареста за «неподчинение требованиям сотрудников милиции».

Можно еще вспомнить прошлогодние «хлопанья в ладоши», погром в кафе в Крупках, устроенный милицией в отношении ни в чем не повинных людей. Да много чего еще можно вспомнить…

Сейчас, когда в рамках подготовки «Народного референдума» мы анализируем предложения людей из разных регионов Беларуси о возможных вопросах будущего плебисцита, то видим, что тема восстановления справедливости между гражданином и государством, доверия граждан к государственным органам почти повсеместно попадает в топ-лист. Соревноваться с ней могут только безобразия, творящиеся в сфере образования и здравоохранения.

Люди полагают, что если референдуму быть, то хотя бы один из его вопросов должен обязать органы власти – чиновников, милицию, прокуратуру, суды, госбезопасность – действовать по закону и под контролем граждан.

МВД, само того не подозревая, уже провело свой мини-референдум. Его данные убедительно свидетельствуют о том, что у вопроса, связанного с деятельностью органов власти вообще и силовых структур в частности, есть большой шанс на успех.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • { Я тоже сказал ему «до свидания» и пожелал поскорее нового Верховного Главнокомандующего. Я всегда так делаю, если случай сталкивает с людьми в погонах. } Этот пассаж вызвал улыбку. А то, что мы по уши в дерьме, я и сам помню, вытирая ноги перед дверью своей квартиры...
  • Так понятые всегда привлекаются в качестве свидетелей того, что им показывают. В чём проблема? В том, что ограничившись свидетельскими показаниями всего только подготовки к операции, (может не совсем соответствующей закону какомуто о провокации на преступление) не будет осуждён наркоделец? Так может он такой же наркоделец, как и автор организатор беспорядков. Мне, как избирателю другое непонятно. Почему организация "Говори Правду" ни до, ни после площади не привлекала в свидетели понятых у телеэкранов? В 2006-м году Александр Лукашенко перед государственным телевидением заявил, что давал указание избиркому изменить процент проголосовавших за него, с 95% до 80%. Почему же этот факт не был до сих пор озвучен ни одним из оппозиционных политиков в совокупности с таким же телевизионным фактом 2010-го, когда кондидат Лукашенко, уже свидетельствовавший о незаконности подсчёта избиркома, снова свидетельствовал, что сам, лично устранял других кандидатов на площади с помощью государственных силовых структур? Какая же это организация "Говори Правду" тогда? Если правду не озвучивает, не оправдывает всех осужденных за площадь 2010? Почему эти факты только в комментариях к таким публикациям проскальзывают?