Инна Ромашевская. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Гирократия

«Cпециальная государственная комиссия» представила, согласно указанию руководителя государства, свои предложения по реформе системы госуправления...

 

 

Инна Ромашевская. Эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, участник ряда проектов по исследованию модернизации государственной службы в постсоветских и бывших социалистических странах. Своей задачей видит содействие реформе государственного управления в Беларуси, а также расширение участия в этом процессе независимых экспертов. Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования).


Завершается год, в начале которого «специальная государственная комиссия» под руководством Кобякова и Петкевич представила, согласно указанию руководителя государства, свои предложения по

реформе системы госуправления. Как мы помним, тогда президент остался недоволен наработками этого тандема, и отправил проект реформы на доработку с наказом – сделать упор на эффективность и оптимизацию численности. Из его слов можно было сделать вывод, что система госуправления у нас и без того почти идеальная, и нужна всего-то мелочь – избавиться от лишних функций и небольшого избытка работников.

Гора, как мы знаем, родила мышь , и «реформа госуправления» вылилась, с одной стороны, в бутафорское сокращение вакансий и пенсионеров, а с другой – в обескровливание и без того перегруженных работой местных органов власти. Об оптимизации функций за исключением одной-двух рокировок тоже говорить перестали. Да и по повышение зарплаты госслужащим, ради чего, получается, и задумывалось все предприятие, тоже получилось сомнительное — однако уже к концу года оценка ситуации высшим руководством страны изменилась. «Правильство не работает», «во власть идут безынициативные, случайные люди», руководящие вакансии годами не заполняются, а сами госчиновники, оказывается, зачастую «боятся афишировать, что работают в исполкомах».

Острота ситуации достигла такого накала, что потребовалось срочно созывать совещание по работе с кадрами. Интересно, что в ходе подготовки к нему опять всплыта «группа Кобякова» (к концу года уже без Петкевич) – на этот раз в негативном контектсте. Можно предположить, что Кобяков еще раз попытался предложить Лукашенко свои наработки, подготовленные еще к январскому совещанию, но только они опять не вызвали особого одобрения, а сама группа получила «словесную выволочку» за назойливость.

Поскольку этот документ был и остается для общества недоступным, можно только догадываться, что в нем содержится. И это особенно интересно в свете того, что на совещании 10 декабря никаких кардинальных решений не предлагалось – кроме описания различных проблем и сетования на то, что госслужащий нынче пошел не тот. Единственное, что можно извлечь извлечь из выступлений высших госчиновников по итогам декабрьского совещания по кадрам и деревообработке – это то, что с госслужбы уходит «советское поколение», готовое работать чуть ни даром на благо страны, а новое поколение готово работать лишь за хорошую зарплату.

Даже глава «кузницы кадров» госслужбы, ректор Академии управления Морозевич лишь присоединился к общем хору сетующих – мол, надо находить людей, на «генетическом уровне» болеющих за страну, и только таких допускать к госуправлению. Можно, конечно, порадоваться, что г-н ректор, судя по всему, находится «в тренде» современных исследований государственного управления, среди которых значительное место принадлежит анализу и созданию теорий «мотивации к публичному служению» (public service motivation) – как краеугольного камня управления кадрами на госслужбе. Остается непонятным впрочем, почему эта осведомленность так и не транслировалась в принцип деятельности возглавляемого г-ном Морозевичем учебного заведения.

Как уже было сказано, предложений по заполнению госслужбы талантливыми, амбициозными и бескорыстными управленцами прозвучало за последние две недели немало  - причем чаще со стороны тех высших чиновников, которым вроде бы ничто не мешает воплощать эти идеи в жизнь в рамках своих повседневных должностых обязанностей.

Тем временем белорусский управленческий класс продолжает успешно выполнять ту основную функцию, для выполнения которой он де-факто было отобран, обучен и социализирован – сохранение status quo. Подобно гироскопу, он гасит любые внешние колебания и сохраняет равновесие системы в ожидании ресурсной подпитки. Даже если отдельные ее члены понимают необходимость реформ, изменения направления движения, поиска иной модели движения, белорусская бюрократия – можно даже назвать ее гирократией – в силу логики самой своей организации будет продолжать поддерживать стабильность вверенной ей системы даже ценой будущего страны.  


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».