Ярослав Романчук. КРИЗИС. Как за месяц потерять 0,4 п.п. и найти 18,68 трлн. рублей ВВП

О точности расчетов и оценок белорусского правительства…

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

На вопрос, статистика — это наука или искусство — ответ в Беларуси звучит, как в анекдоте: «А вам что нужно?». Александр Лукашенко на встрече с белорусскими журналистами 21 января 2014 г. заявил: «У нас нет никаких манипуляций со статистикой, нет и быть не может в связи с нашими обязательствами… Нам это приукрашивание, во-первых, не надо, и я никогда этим не занимался. А во-вторых, сегодня приукрасишь, завтра нечем будет красить — краски закончатся».

Закончатся ли краски

Очевидно, прав Лукашенко в том, что он лично сам этим не занимался. Этим занимаются сотни тысяч бухгалтеров и людей в органах статистики. Вероятно, не прав он в том, что краски завтра закончатся. Возможностей относительно честной подачи валовой, агрегатной статистической информации предостаточно. Лукашенко на словах требует говорить ему правду-матку, но ведь есть еще чувства, настроение главы страны и императив выполнения параметров четвертой пятилетки. «Красные» директора и чиновники включают механизм адаптации к ожиданиям Лукашенко, чтобы увеличить шансы остаться на своих должностях или пойти на повышение.

Приписки и манипуляции данными имеют место на уровне самих предприятий. От выполнения планов зависит, получат ли государственные заводы и фабрики дешевые кредиты и дотации. Поэтому их руководители имеют прямой интерес творчески подходить к валовым и финансовым показателям отчетности.

Нет сомнения, что сотрудники Национального статистического комитета считают точно. Важно понять, по какой методике они считают и что, собственно, значат получаемые ими цифры. Они не несут ответственности за то, какие интерпретации выдают власти на основании предоставляемых ими цифр. Они могут лишь выбирать определенную методологию расчета и вносить в нее свои особенности. Это не возбраняется, но получаемые показатели требуют особой осторожности. Как любил говорить М.Фридман, очень опасно переходить реку, если тебе только известно, что ее средняя глубина составляет 1,7 метра.

Сага о валовом внутреннем продукте Беларуси

Валовой внутренний продукт (ВВП) Беларуси в 2013 году составил Br636,8 трлн. Его рост на мизерные 0,9% разительно отличается от запланированного властями 8,5%. В течение последнего квартала ушедшего года было очевидно, что план по данному показателю будет провален. У правительства была возможность скорректировать прогноз при подготовке закона о бюджете на 2014 г. Буквально за несколько недель до конца 2013 г. года прогноз роста ВВП на 2013 г. составил 1,5%, что должно было составить Br618,12 трлн.

Получается, что буквально за несколько недель (!) темпы роста ВВП не дотянули до ожидаемого правительством 0,4 процентного пункта (п.п.), а вот в абсолютном значении валовой внутренний продукт оказался на Br18,68 трлн. больше. По средневзвешенному курсу Br-рубля в 2013 г. ($1 = Br8971,06) это целых $2,08 миллиарда! Ничего себе расчеты, оценки и ожидания!

Чтобы было еще забавнее, напомним, какова была оценка ВВП на 2013 год, данная при принятии бюджета на этот год в октябре 2012 г. Она составляла Br630,83 трлн. И это при утвержденных тогда темпах роста ВВП в 8,5%. Зададим загадку для школьников и профессоров экономики одновременно: как так получилось, что при фактических темпах роста ВВП в 0,9% этот показатель в сопоставимым ценах в 2013 г. оказался выше (факт — Br636,8 трлн.), чем запланированный на этот год при темпах роста ВВП 8,5% (прогноз Br630,83 трлн.)? Игры с дефлятором прошу считать постоянной величиной.

Переведем ВВП Беларуси в доллары. В 2013 г. по среднегодовому курсу он составил $70,98 млрд. или $7488 на душу населения. В 2012 г. ВВП страны по среднегодовому курсу составил $63,27 млрд., а в 2011 г. — $48,93 млрд. (в пояснительной записке к бюджету на 2013 год, представленной в октябре 2012 г., он составил $1 = Br5606). ВВП 2011 года в долларах претерпел удивительные метаморфозы. В мае 2012 г. МВФ оценил этот показатель на $55,1 млрд. В июне 2013 г. тот же фонд изменил оценку ВВП в 2011 г. на $59,7 млрд., а переоценка в Br-рублях составила (Br297,2 трлн. - Br274,3 трлн. = Br22,9 трлн.).

Вот такие получаются качели по оценке одного из основных показателей развития экономики. Разница более чем в $10 млрд. по 2011 году, и вот теперь свистопляска с долларовым ВВП в 2013 году.

Если смотреть на темпы роста реального ВВП в 2013 г. в Br-рублях, то выходят весьма скромные 0,9%. Если же брать в долларах, то получается прибавка в $7,71 млрд. Получается, что в долларах белорусский ВВП вырос на внушительные 12,2%. Если же сравнить с последней оценкой ВВП за 2011 г., то, несмотря на низкие темпы роста ВВП в Br-рублях, в долларах валовой внутренний продукт вырос на $11,28 млрд. или на 18,9%. Если судить по этому показателю, то белорусская экономика в 2012-2013 гг. находилась в стадии самого настоящего бума. Рублевые же темпы роста (1,5% в 2012 г. и 0,9% в 2013 г.) показывают совсем иную картину.

Можно ли верить в расчеты властей по девальвации

Точность планов, расчетов и ожиданий правительства важна для оценки нашего отношения к другим планам и обещаниям властей. Так, Лукашенко в очередной раз заявил, что страхи относительно грядущей девальвации напрасны. В подтверждении своих слов он заявил, что обратился к неким «независимым специалистам» (фамилии названы не были) с просьбой просчитать последствия одномоментной девальвации Br-рубля: «Они мне в один голос заявили, что пользы никакой не будет, государство в итоге, народ и предприятия сядут в яму. Это подтвердило мои мысли…».

А где были эти специалисты в 2011 году, когда власти унизили Br-рубль почти на 290% в год? Это они советовали одноразовую девальвацию на новый 2010 год? Может, это эти специалисты предложили ввести запреты на валютное кредитование и ручное регулирование денежно-кредитного рынка?

Второй аргумент звучит еще более забавно. По мнению Лукашенко, для девальвации нет никаких объективных экономических причин. Ссылки на объективные причины в отношении устойчивости Br-рубля в контексте событий последних трех лет звучат экзотично. Это как объяснение кризисных явлений в белорусской экономике плохим состоянием мировой экономики. Мол, в мире кризис, поэтому мы «объективно» не можем расти быстрее. Эту пластинку запустили в речи президента еще в 2009 году, и с тех пор почему-то не поменяли.

21 января 2014 г. МВФ скорректировал темпы роста мировой экономики на 2014 и 2015 гг. до 3,7% и 3,9% ВВП соответственно. Фонд оценивает, что 2013 год мировая экономика закончила с вполне приличным показателем 3% ВВП. Напомним, что в 2011 г. этот показатель составил 3,1% ВВП. А где тот глобальный кризис, на который постоянно ссылается Лукашенко и белорусское правительство, оправдывая стагнацию национальной экономики?

Нет сомнений, что причины для девальвации Br-рубля есть. Это резкое сокращение валютной выручки, большой недобор прямых иностранных инвестиций, чувствительное падение экспорта и, как следствие, формирование дефицита текущего счета платежного баланса и дефицита торгового баланса по товарам в объеме 7-10% ВВП. На фоне непозволительно мягкой в нынешних условиях монетарной политики (в 2013 г. рост широкой денежной массы почти на 20% и кредитования экономики на ~35%) в условиях спекулятивно высоких ставок по рублевым депозитам и приказов снизить их в течение 2014 года отказ от значительной части Br-рублей кажется вполне ожидаемой реакцией людей и бизнесов.

Значит, для девальвации есть причины. Они субъективные, потому что являются результатом действий и решений чиновников, людей и предпринимателей. Лукашенко не назвал те структуры и банки, которые в 2013 г. за счет финансовых спекуляций и Br-рублевых депозитов заработали себе большие деньги за счет обескровливания малого и среднего бизнеса и удорожания потребительского кредита. А ведь надо было оценить деятельность ОАО «Банк развития», который стал проблемой не только на кредитном рынке, но явно испортил настроение даже государственным банкам.

Лукашенко, по сути дела, признает неизбежность девальвации, обещая тратить золотовалютные резервы на поддержание курса. Не все, потому что их явно недостаточно. Есть опасность, что обесценение Br-рубля начнется после того, как инсайдеры получат нужную информацию о том, когда и с какой скоростью будет проходить этот процесс. Если спрос на валюту будет «бешеный», то, по мнению главы страны, «надо потихоньку отпускать». Значит, девальвация будет, даже если Россия даст нам еще $1,5 млрд. О провале выполнить план по пополнению ЗВР в 2013 г. глава страны тоже промолчал.

Опять внешние кредиты и долги

Лукашенко неприятно удивил еще в одном аспекте экономической политики. Он сообщил, что кто-то белорусским властям предлагает взять в долг под 3% годовых. Это, действительно, дешевые деньги, если иметь в виду, что ставка рефинансирования в США и зоне евро практически равно нулю.

Если у нас есть такая возможность кредитования, то зачем же тогда Минфин планирует разместить валютные облигации среди юридических и физических лиц под 7% годовых? Почему мы продает еврооблигации под такую же ставку? Опять же, если предложение по кредитованию в иностранной валюте под 3% годовых — это реальность, а не блеф, то почему же тогда не предоставить возможность малому и среднему бизнесу получать валютные кредиты хотя бы под 6% годовых? Нужно немедленно отменить запрет Нацбанка на кредитование в валюте, потому что «45% — это бешеная ставка [в Br-рублях]. Это ненормально… Мы не можем под эти проценты кредитовать реальный сектор». К сожалению, такой приказ Нацбанку не поступил.

Совсем другое дело, если китайцы предлагают 3% годовых под связанные кредиты для закупки китайских товаров, машин и оборудования. Это путь к китаизации Беларуси и производству тех товаров, которые напрямую будут конкурировать с белорусскими.

Лукашенко явно недооценивает проблему государственного долга. Ссылки на то, что госдолг в США, Италии, Ирландии или Греции (как доля ВВП) значительно больше, чем в Беларуси — это неадекватная аргументация. Многие развивающиеся страны сталкивались с финансовыми, долговыми или валютными кризисами, когда их госдолг по отношению к ВВП был не выше 60%. В условиях переоцененного Br-рубля, рецессии промышленности и сельского хозяйства, расходов на обслуживание внешних долгов в объеме $3,6 млрд. в 2014 году расходы бюджета на отдачу внешних кредитов могут быстро увеличиться.

Если правительство столкнется с таким неблагополучным развитием ситуации, нужно будет очень жестко затягивать пояса и приступать, наконец, к неприлично затянутым структурным реформам. Одним сокращением зарплаты для хоккеистов или даже ликвидацией мужской сборной страны по биатлону явно не обойдешься.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».


  • "Лукашенко явно недооценивает проблему государственного долга. Ссылки на то, что госдолг в США, Италии, Ирландии или Греции (как доля ВВП) значительно больше, чем в Беларуси — это неадекватная аргументация." Ярослав, вот об этом и стоило бы Вам написать статью. Расскажите людям популярно, что такое NIIP и почему по отношению чистого долга к ВВП долг Штатов на самом деле гораздо меньше, чем долг Беларуси. А также рассказали бы популярно, что такое дефолт и почему слова "дефолт" и "3.14здец" являются в экономике синонимами. А пока это людям популярно не объяснили, их не будет беспокоить растущий долг. Аргументы все те же: - А у Америки долг много-много триллионов. - А мы в долг возьмем, а платить не будем. Что они нам сделают. Или аналогичный, оппозиционный: Он брал, вот пусть он и отдает.
  • [quote="erne100"]- А у Америки долг много-много триллионов. - А мы в долг возьмем, а платить не будем. Что они нам сделают. Или аналогичный, оппозиционный: Он брал, вот пусть он и отдает.[/quote] А всеравно если по простому, по народному, скажу так: Романчук умный человек. Экономист, сразу видно. Я вот не такой образованный и у него учусь тут. Но надо в начале учиться у самой жизни. а она сложнее всех теорий.
  • [quote="erne100"]А пока это людям популярно не объяснили, их не будет беспокоить растущий долг. Аргументы все те же:[/quote] а кстати да. Я вот человек простой, не выпускник вузов великих и не понимаю всех тонкостей. мне бы объяснить доходчиво, а то страхи кругом, дефотлы-шмафолтны, сильный крус валюты типа плохо, а что тогда хорошо?
  • Фридрих Великий Однажды Фридрих работал у себя в кабинете, а в это время внук его, которому вход в кабинет никогда не возбранялся, играл тут же в комнате, бросая волан. И вот волан вдруг упал королю на стол. Фридрих бросил его мальчику, и тот, продолжая играть, снова пустил игрушку на стол; он и на этот раз получил ее обратно; но когда волан в третий раз упал уже прямо на бумаги, разложенные перед Фридрихом, он схватил волан и спрятал его в карман. Мальчик начал упрашивать отдать ему игрушку, но тот ему сначала сказал, что не отдаст, а потом вовсе ничего не отвечал. Тогда мальчик перешел от просьб к требованиям. Он подошел к столу вплотную, упер руки в боки и сказал громко и решительно: – Я спрашиваю ваше величество, отдадите вы мне мой волан, да или нет? Король расхохотался и, отдавая мальчугану его игрушку, сказал: Ты храбрый малый, они у тебя не отнимут назад Силезии!
  • Из статьи: ...Ссылки на то, что госдолг в США, Италии, Ирландии или Греции (как доля ВВП) значительно больше, чем в Беларуси — это неадекватная аргументация. Почему? -- неадекватная аргументация. Хотелось бы, чтобы Вы, Ярослав, более подробно ответили на этот вопрос.