Инна Ромашевская. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Теплые места

Во время «кадрового понедельника» президент вновь предостерег чиновников от попыток пересаживать других чиновников в «теплые места»...

 

Инна Ромашевская. Эксперт в области государственного управления с 15-летним опытом работы в сфере международного развития, участник ряда проектов по исследованию модернизации государственной службы в постсоветских и бывших социалистических странах. Своей задачей видит содействие реформе государственного управления в Беларуси, а также расширение участия в этом процессе независимых экспертов. Руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования).

Во время недавнего «кадрового понедельника» президент вновь предостерег чиновников от попыток пересаживать других чиновников в «теплые места» после того, как они провалили работу на ввереном им участке.

Тема эта периодически всплывает в выступлениях руководителя государства, так что, надо полагать, практика эта распространенная. В марте минувшего года высказывания были даже гораздо жестче. Так, Лукашенко пригрозил тогда, выступая на итоговом заседании Совета министров: «И упаси господь мы найдем, что где-то, на каком-то уровне уволенный чиновник сел в теплое кресло, об этом уже немало сказано, мало не покажется». Более того, из выступления президента следовало, что в «В этом (практике пересаживания проштрафившихся чиновников в «теплые кресла». — ИР) весь корень проблем».

Тогда же в марте Лукашенко поручил председателю КГБ и госсекретарю Совета безопасности создать группу и посмотреть, «куда устроены те, которые ушли или были уволены». Уровень исполнителей этого поручения впечатляет, что опять же наводит на мысль, что проблема эта в правительстве действительно масштабная и серьезная.

При поверхностном рассмотрении, однако, непонятно, какой должна быть идеальная, по мнению руководства страны, судьба уволенного чиновника — должен ли он в назидание остальным государственным служащим стоять на углу с протянутой рукой? И по каким критериям «место» определяется как «теплое»?

Хотя результаты мониторинга, проведенного группой сил безопасности под контролем президентской администрации, не были опубликованы, надо полагать, что проблема не была искоренена и продолжает тревожить покой руководителей государства. Хотя очевидно, что в изолированном виде проблема «теплых мест» не существует — это лишь проявление целого комплекса проблемных практик управления кадрами на госслужбе. И пока не будут изменены ее предпосылки — неконкурентая процедура найма на государственные должности, отсутствие четких критериев эффективности работы госслужащих, низкий престиж государственной службы в целом — проблему «теплых мест» не решить.

Однако эта проблема напрямую связана с еще одной, о которой руководство страны тоже регулярно заявляет и пытается бороться.

«Если только мне будет доложено о том, что чиновник связался с коммерческой структурой для реализации своих потребностей, без всяких разборов: уничтожается коммерческая структура, чиновник идет в тюрьму», — заявил на том же мартовском совещании руководитель государства.

Оставляя за скобками правовой аспект этих рекомендаций, стоит напомнить, что проблема эта не уникальна для Беларуси. Ситуация, когда чиновники, особенно высшего звена, покидают госслужбу ради работы в частных компаниях, связанных со сферой их деятельности, довольно распространена во всем мире. Естественно, что в этом случае возникает благоприятная ситуация как минимум для лоббирования интересов этой компании, а в худшем случае — для полномасштабной коррупции.

Для этой практики существуют даже специальные термины — в англоязычных странах это называется revolving door,  «карусельная дверь», во Франции — «пантуфляж». Борьба с этим тоже ведется, правда с разной степенью успешности. Главные методы — определение конкретного срока (чаще два или три года), в течение которого уволенные или уволившиеся чиновники не имеют права работать в компаниях, с которыми они взаимодействовали по долгу службы. Чаще всего специальная комиссия по этике должна одобрить первый контракт чиновника в частном секторе после ухода с госслужбы.

Если белорусское руководство обеспокоено именно этим, особенно на фоне прошедшего недавно значительного сокращения численности госслужащих, может быть, стоит разработать четкие и ясные правила перехода чиновников в частные компании — так, чтобы не приходилось прибегать к жестким и дезориентирующим госаппарат мерам.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».