Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Андрей Дмитриев. ПРАВДА. Лукашенко борется, чиновники боятся, а коррупция — растет


Андрей Дмитриев. Заместитель председателя гражданской кампании «Говори правду!». Учился в ЕГУ в Минске, служил в армии. Выпускник Восточноевропейской школы политических исследований (2007). В 2001-2012 гг. член Объединенной гражданской партии. Имеет большой опыт работы в различных политических кампаниях в Беларуси, России, Украине. На президентских выборах 2010 года возглавлял инициативную группу, а затем — избирательный штаб Владимира Некляева. Свободно владеет английским языком. Хобби: игра английских заключенных — сквош.

Предвыборный период и «золотой батон» Украины обострили внимание в Беларуси к старой забаве — борьбе с коррупцией. Забава известная, понятная. Понятны и ее правила. Людям говорят: «Вот он украл!», а дальше информируют о цепи расплаты — арест (под камерами ТВ), расследование, суд. Те, кому интересно, знают, что есть еще одна часть этого «балета» под названием «Возместил стране и президенту — вышел по решению последнего».

Итак,

О праве президента

Нельзя, конечно, сказать, что в Беларуси не борются с коррупцией.

Есть гнев Лукашенко и его непримиримость в этом вопросе. Он даже заявил: «Неприкасаемых нет».

Есть заявления контрольных органов, реальные аресты и конкретные сроки.

И все же мы видим не снижение уровня казнокрадства, а его увеличение. Почему?

Каждый раз, когда я слышу про очередной громкий процесс, меня не покидает ощущение, что людей сажают не за коррупцию как за факт воровства и использования своего служебного положения. Нет, казнят за то, что человек нарушил какие-то другие законы закрытой для общества системы власти: украл не по чину, взял не у того или не за то либо просто попал под горячую руку.

То есть, коррупция тут скорее — предлог, этот флаг просто вывешивают над крепостью, чтобы все внутри и снаружи понимали: осторожнее, начались очередные чистки!

Если взять это утверждение за отправную точку, становятся понятной логика тех методов и правил, по которым у нас с коррупцией борются.

Правило первое:

Президент сам определяет степень вины проворовавшегося, поэтому сам и решает, миловать его либо нет. Ведь чиновник нарушил не законы, написанные в кодексах и по которым казнить-миловать должен суд, а именно его, президента, неписаные правила для системы: что, сколько и кому можно.

Правило второе:

«Если кто-то кое-где у нас порой…» — карательные органы должны иметь максимальные возможности по поиску и давлению, вплоть до права самоличных действий, неконтролируемых никем. На это направлены сейчас в основном законы, регулирующие действия, которые могут совершать разные службы в поисках провинившихся чиновников. И именно в сторону усиления этого метода хотят провести очередные поправки.

Правило третье:

Про коррупцию от имени власти в Беларуси говорит только один человек — Лукашенко. Это его тема, фишка, пункт предвыборной программы с 1994 года.

Работают ли эти методы и правила?

Если честно, мы не знаем. Единственное, что нас греет, - наблюдение, утверждение, убеждение: «воруют наши меньше, чем в Украине и в России». Так ли всё на самом деле, проверить возможности нет, ведь нет открытых данных. Поэтому мы судим по тому, как наворованное используют: у «них» дома во Франции и на Майорке, машины класса люкс, у «наших» — участок в Дроздах и немного запаса на старость. Значит, боятся, значит, всё работает...

Лукашенко борется, правила работают, чиновники боятся, коррупция растет...

А теперь —

О праве народа, общества

После сказанного о президенте хочу напомнить: по конституции источником власти в Беларуси является народ.

«По жизни» он также источник коррупции и борьбы с ней.

Есть ли у народа другие методы борьбы с недугом?

Есть.

Они опробованы в цивилизованном мире, основаны на других принципах и работают иначе. Лучше всего их применяют в скандинавских странах — опыт Финляндии, Швеции, Дании, по моему мнению, и надо брать нам в пример.

Ведь беларусам проще без взяток.

Я знаю уже не один бизнес, который работает «по-белому», потому что в Беларуси для них созданы приемлемые условия и проще заплатить налоги, чем потом отбрехиваться и юлить. Конечно, это не про всех, но путь понятен. Создавайте условия, в которых нет смысла обманывать, чтобы делать то, что ты делаешь, и коррупция уменьшится.

Есть и плохая новость.

В области государственного управления, пока система построена так, как сейчас, — жестко вертикально, закрыта от общества и прессы, с исключительными правами одного из представителей власти, с зависимой судебной системой, — такие изменения невозможны.

Надо не уточнять законы, не расширять полномочия и увеличивать сроки, а менять принципы, на которых основано государственное управление.

Поэтому то, что мы обсуждаем, — это задел на будущее и предложения «Говори правду» в рамках общественных обсуждений темы борьбы с коррупцией, которые мы начинаем.

Мы видим: старый подход, используемый последние 20 лет, привел к обратному результату.

И для начала предлагаем 7 шагов, которые нужно сделать, чтобы борьба с коррупцией перешла из ряда методов чистки и наказания за нарушение неписанных правил, в действие, реально направленное на ее уменьшение:

1. Прозрачность — доступ к информации, открытость государственной власти для всех СМИ, контроля общества. Сегодня в Беларуси это присутствует настолько купировано, что проще сказать —этого нет. Мы столкнулись с обозначенной проблемой, когда решили понять, как и на что живет местная власть. Оказалось, из всей финансовой документации граждане могут увидеть только несколько ни о чем не говорящих строчек бюджета. А вот все «говорящие» документы не обязательны для предоставления, а значит - не предоставляются. Ситуация с тендерами такая же.

2. Широкие полномочия и открытость органов местного самоуправления. Местное самоуправление должно решать гораздо большее количество вопросов. Решение на месте контролировать проще, чем когда оно принято в далеком Минске, в закрытой от всех администрации президента. Все протоколы заседаний, решений должны быть в открытом доступе. Это, например, позволяет контролировать воровство при строительных и ремонтных работах.

3. Равенство перед законом — не должно быть не только «неприкасаемых», но и «исключительных». Сегодня президент может сам миловать, сам принимать решения по тендерам, безо всяких согласований дарить землю (как недавно было сделано для друзей с ближнего востока), принимать решения об отчуждении собственности. Предлагается, чтобы он сам решал, кого из провинившихся можно назначать на должность снова, а кого нет. Президент - это первый среди равных, и чем меньше у него «исключительных» прав, тем больше гарантий, что рыба не начнет гнить с головы.

4. Участие общества в процессе приватизации. Сегодня комиссии по приватизации государственных учреждений крайне ограничены в своем составе, а их работа не ведется гласно. Необходимо обязать включать представителей трудовых коллективов во все приватизационные комиссии, независимо от формы государственной собственности (есть ОАО с контрольным пакетом государства), а также обязать включать в эти комиссии депутатов местного совета, представителей общественности и СМИ.

5. Создание правил прозрачного использования денег, полученных от приватизации. Законодательно нужно закрепить, что в бюджетах эти средства следует отображать отдельной строкой, а цели их использования должны быть публичными.

6. Независимость суда. Пока решение суда может быть сделано по звонку или отменено президентом на основании одному ему известных фактов, не будет никакой независимости суда и его силы.

7. Свободные СМИ и реальная гласность. С этого началась перестройка в СССР. Гласность — самый страшный враг для всех, кто хочет что-то утаить. Чем больше будет независимых СМИ, чем больше будет у них возможности контролировать то, что делает власть, тем лучше для самой власти, если она на самом деле борется с коррупцией.

Главным же является право общества на участие в принятии решений и контроля над ними. Сегодня такого права нет. Поэтому общество в деле борьбы с коррупцией попросту является лишь стороной информируемой. И пока дело обстоит так, то главная коррупция будет там, где определяют, о чем нас следует информировать и как. А значит, итог такой борьбы будет такой же, как в последние 20 лет: чем ожесточеннее борьба с коррупцией, тем больше ее размах.

Конечно, нужных действий и шагов больше. Мы очертили основные.

Когда Лукашенко уйдет — коррупция останется. Новое правительство и президент не смогут победить это явление по старым лекалам. У них будет шанс начать бороться по-другому. Если действия и вправду будут правильными, честными, это даст свои плоды лет через 5-10. И это почувствует на себе каждый гражданин и страна в целом.

«Говори правду» подготовили также ряд других замечаний к тем поправкам, которые сейчас собираются принять. Вы можете ознакомиться с ними тут.

Если у вас тоже есть предложения, которые считаете необходимым вынести на общественное обсуждение, пишите на [email protected]

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 4.67 (всего оценок: 15)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Рожденный читать устав только его и читает. И все на первой строчке.
  • В данном случае,собеседники мне не могут ответить по определению, если они не члены "Говори правду", они не знают кто финансирует эту организацию, а Дмитриев -- член этой организации, поэтому мое предложение и адресовано ему.
  • Знаю, Шлёма, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч... (с) :) Но ни хрена не пойму - какого лешего встревать между контактами разных взрослых людей - с личиком "наставника молодёжи"? И какого лешего пускать в игнор спокойные ответы, которыми тебе собеседники отвечают?
  • Беларусь приобретает статус постоянной площадки для переговоров по украинскому конфликту, что улучшает имидж Минска на мировой арене. Таким видят главный итог сегодняшних переговоров в Минске в формате Таможенный союза — Украина — ЕС для белорусской стороны независимые эксперты. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/politic/2014/08/26/ic_news_112_441075/
  • Если после обращения ко мне я не ответил, значит написанное не имеет никакого для меня значения, я даже его не читаю.
  • http://ruskline.ru/news_rl/2013/05/13/gozman_protiv_smersh/ . К сведению (для Гозмана и ему подобным): 19 апреля 1943 года была создана легендарная советская военная контрразведка СМЕРШ. На полях невидимых сражений «тайной войны» эта короткая аббревиатура из пяти букв наводила ужас на врагов. СМЕРШ существовал недолго, около трёх лет – с 1943 по 1946 годы. Даже в наши дни опыт, накопленный советскими контрразведчиками в эти трудные времена, изучается и применяется контрразведками всего мира. Репутация СМЕРШ как репрессивного органа часто преувеличивается в современной литературе. Никакого отношения к преследованию мирного населения ГУКР СМЕРШ не имело, да и не могло этим заниматься, так как работа с мирным населением – прерогатива территориальных органов НКВД-НКГБ. Вопреки распространенному мнению, органы СМЕРШ не могли приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу, так как не являлись судебными органами. Приговоры выносил военный трибунал или Особое совещание при НКВД.