Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Лев Марголин. ТАЛАКА. 75 дней правительству Кобякова


Лев Марголин
Лев Марголин. Родился в 1952 году в Бобруйске, детство прошло на Витебщине, в деревне, отец был председателем колхоза. Теперь уже почти 50 лет живет в Борисове. Специальности две: немецкий и английский языки и экономика промышленности. В экономике более 30 лет — прошел путь от рядового экономиста до финансового директора совместного предприятия «Борифорг» (1988-1993), затем — директор частной фирмы (1993-2002). В настоящее время — индивидуальный предприниматель, занимается ведением бухгалтерского учета и консультированием малого бизнеса. Публикуется в республиканской и местной печати на экономические и политические темы. Член Белорусской ассоциации журналистов. С 2001 года — член Объединенной гражданской партии, с 2008-го — заместитель председателя ОГП. Женат, двое детей и трое внуков.
12 марта новому белорусскому правительству 75 дней. Чем порадовало оно свой народ за это время, можем ли мы ожидать, что затяжной кризис белорусской экономики сменится уверенным подъемом и наша социально-ориентированная экономика наконец-то начнет выполнять свои прямые обязанности — обеспечивать рост народного благосостояния?

К безусловным плюсам первого периода можно отнести относительную стабильность валютного рынка. Возле обменников нет очередей. Правда, заплатить за это пришлось 40-процентной девальвацией белорусского рубля и снижением средней заработной платы, причем не только в валютном, но и в рублевом исчислении.

Справедливости ради следует сказать, что непосредственной вины новых людей во власти в этом нет. Независимые эксперты, в том числе и ваш покорный слуга, еще с 2011 года предупреждали, что в нынешнем состоянии белорусская экономика не может потянуть среднюю зарплату более чем в 350-400 долларов. За январь мы имеем четыреста. При этом, если убрать всякие статистические ухищрения, типа работы на половину, четверть или даже на 1/8 ставки, то эта цифра станет еще меньше.

От нового правительства ждали программы выхода экономики из кризиса. 20 февраля программа на 2015 год была изложена в белорусском парламенте, но даже таких непритязательных законодателей, как наши, она не вдохновила, поскольку не содержит никаких конкретных цифр, кроме общих пожеланий типа: «углубить и усугубить», как говорил один известный персонаж.

Вместе с тем правительство излучает оптимизм. Министр промышленности Виталий Вовк прогнозирует нормализацию ситуации в отрасли к концу года, а между прочим именно это министерство, которое руководит машиностроением и приборостроением, столкнулось в конце прошлого года и начале нынешнего с самыми серьезными проблемами. Так, «производство машин и оборудования» сократилось в январе текущего года по сравнению с январем прошлого на 13,4%, и, судя по всему, это еще не предел.

Итак, внятной программы на сегодня нет. Но по высказываниям отдельных должностных лиц можно сделать вывод, каким образом нынешняя власть собирается вытаскивать экономику из кризиса.

Лукашенко лично занялся проблемами Минпрома. Он собрал директоров крупнейших предприятий и потребовал от них сообщить, как они собираются жить дальше. При этом никакие жалобы и просьбы о дополнительном финансировании не принимались. Будем надеяться, он услышал что-то обнадеживающее.

Руководители рангом пониже ничего нового пока не предложили. Глава правительства Андрей Кобяков заявил о создании списка из 106 крупнейших промышленных предприятий, управляемых в ручном режиме, которые правительство не бросит в беде ни при каких обстоятельствах. Судя по всему, для них финансовые ресурсы найдутся.

Обратите внимание на скромность. Уже не 1000 долларов на каждого в 2015 году, не всеобщая модернизация экономики, даже не модернизация отдельных отраслей, которые должны стать локомотивами экономики — просто 106 предприятий, которыми правительство под чутким руководством Лукашенко будет управлять «вручную».

Фактически, рецепт выхода из кризиса укладывается в три строки. Диверсификация экспорта, еще более тесные связи с Россией и ручное управление важнейшими предприятиями.

Что удивительно — нельзя сказать, что правительство не понимает всей сложности ситуации. Все понимают, что происходит в России, ведь товарооборот с этой страной сократился больше всего — на 39,6%. Однако составляют совместную антикризисную программу, которую подписали Кобяков и Медведев 3 марта в Москве.

Нынешние руководители считают (или делают вид, что считают), что им удастся найти те заповедные места, где до сих пор не слышали о белорусских тракторах и автомобилях, а когда услышат, то не поверят своему счастью. Отсюда все мантры насчет диверсификации экспорта. Не хотелось бы расстраивать господ из правительства, но напомню, что этим еще 25 лет тому назад занималось союзное министерство внешней торговли, а уж ресурсов и специалистов в этой организации было больше, чем у нынешнего правительства РБ.

Да и белорусские власти решают этот же вопрос второй десяток лет, но воз и ныне там. Остается лишь надеяться, что ручное управление флагманами промышленности даст лучшие результаты, чем имеют сейчас министерства, холдинги и сами директора.

Я не утверждаю, что новое руководство непрофессионально. Скорей всего, оно понимает, что нужна новая продукция, новые технологии, новые инвесторы со своими рынками сбыта. Но все это требует реформ — и не только экономических. А высочайшего соизволения на этот счет пока нет. Нужно просто дожить до конца года и как-то провести президентскую кампанию.

В общем, если на стороне денег найти не удастся, правительству и Нацбанку не останется ничего, кроме как снова включить печатный станок, и тогда — прощай жесткая монетарная политика и да здравствует новый виток инфляции и очередная девальвация!


Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 14)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Мясниковское правление погони за количеством и коррупционной монополией привело к падению качества продукции. что даже мясниковские спички стали хуже по качеству, чем выпускались в совковой БССР. Соответственно, результат - увеличение количество товаров не проданных, зависших на складах у производителей, коррупционных монополий и в магазинах, что снизило их общее количество выпуска на бракопроизводящих предприятиях. Сможет ли Кобяков распихать бракопродукцию и совершенствовать технологический процесс мясниковских бракоделателей, браковтюхивателей и правительственных бракозащитников - вопрос крайне сложный. А может ... до основания, а затем...
  • Лев Марголин, конечно же, "правдоруб". Но на него наши власти плевали с высокой башни... И я не совсем понимаю - вот этого "убрать"... Честно - не понимаю. Это - запредельные области человеческого понмания... А это с уголовников повелось. Но навыки остались. И глаз не радуют.