Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Черный ящик из ДСП


Дмитрий Маркушевский

Дмитрий Маркушевский. Академический директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA). Закончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, региональную углубленную программу Института прав человека и гуманитарного права (Университет Лунда). Эксперт Сети институтов и школ публичного администрирования в Центральной и Восточной Европе (NISPAcee), консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления Представительства ООН в Беларуси (2003-2012).

Государственный аппарат в нашей стране напоминает «черный ящик» — систему, внутреннее устройство которой неизвестно. Стенки этого черного ящика сделаны из ДСП.

«ДСП» — ограничительный гриф «Для служебного пользования» — занавес, за которым государственные органы прячут от граждан информацию, распространение которой, по мнению тех же органов, может навредить и органам, и гражданам.

Сфера применения ДСП обширна. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает право руководителям государственных органов ограничивать распространение сведений, при этом постановление Совмина «О служебной информации ограниченного распространения» определяет порядок проставления грифа ДСП и требует обоснованности ограничения.

Этим же постановлением Совмин утвердил перечень сведений ограниченного распространения — это мобилизационные вопросы; научно-техническая информация; оборона и государственная безопасность; вопросы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, заимствования материальных ценностей; военно-техническое сотрудничество; правоохранительная деятельность; промышленность; энергетика; геология: полезные ископаемые, их добыча и переработка; транспорт; связь; внешнеэкономическая деятельность, финансы; банковская деятельность; геодезия, картография; гидрометеорология; медико-санитарные вопросы; иные сведения, распространение которых может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц.

Однако и этот широкий перечень, похоже, жмет руководителям госорганов, прячущим информацию от граждан. Так, например, проект «Кошт Урада» по крупицам собирает данные о том, откуда берутся и как тратятся деньги в бюджете нашей страны. И эта — по закону открытая — информация почему-то не только недоступна в полном объеме на стендах и сайтах государственных органов, учреждений и ведомств, но и не выдается в ответ на запросы.

Между тем некоторые закрытые данные позднее раскрываются, и тогда становится непонятно, зачем их скрывали. Своевременное информирование может спасти жизни и здоровье людей, как, например, в случае с Чернобыльской катастрофой; позволяет избежать паники и уменьшает экономические потери населения в случае радикальных решений правительства и Национального банка по «контролируемой девальвации».

Право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов гарантирует Конституция Беларуси. Это право играет роль фундамента демократии, гражданского участия в управлении, подотчетности государственного аппарата и является главной составляющей свободы убеждений и их выражения.

Доступ к данным о деятельности государственных органов реализуется путем установления строгих границ правительственной секретности. Ограничение доступа к общественным данным должно рассматриваться как исключение, и бремя доказательства необходимости ограничения должно ложиться на орган, у которого запрашивается информация.

В целом, как свидетельствует успешная практика, законодательство о праве на информацию также предполагает регулярную публикацию информации, представляющей потенциальный интерес для общественности.

Международная неправительственная организация Article 19 сформулировала стандарты, с помощью которых каждый может определить, гарантируют ли внутригосударственные законы доступ к официальной информации или нет. Руководствуясь этими стандартами, правительства могут достичь максимальной открытости в соответствии с общепризнанными международными нормами и практикой.

Справедливости ради надо отметить, что теперь белорусские госорганы стали более открыты, чем в ХХ веке. Но как только происходит что-то серьезное, все органы закрываются в черном ящике из ДСП, и широкой публике доступны только слухи из серии «у моего друга брат жены работает в Нацбанке, так вот он говорил…», и далее может быть любой бред, которому люди поверят, потому что официально — молчок.

Аналитики и экономисты дают комментарии, основанные на неподтвержденных данных, да и многие просто читающие интернет люди вдруг резко становятся аналитиками и экономистами для своего ближайшего окружения. И виноваты в этом, прежде всего, те, кто в черном ящике.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 18)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева