Михаил Волчек. ПИРАТЫ. Является ли волонтер тунеядцем?

Государство, ополчившись на «тунеядцев», ополчилось в том числе против творческого меньшинства…

Михаил Волчек. Социотехник, программист, гражданский активист, вдохновитель Пиратского движения в Беларуси, координатор организации Фаланстер.  Занимается практическим исследованием информационного и авторского права. Реализует проекты, направленные на развитие самоорганизации, свободных знаний, открытых технологий и электронного участия граждан в делах страны.

Сейчас в сети, да и в обществе, очень популярна тема «тунеядства». Изложено множество причин, почему это вредно как для общества, так и для отдельных «категорий граждан». Но никто пока не заступился за волонтеров. При нынешней модели развития страны волонтеры могут играть ключевую роль. Это показывает пример соседней Украины и множество других случаев из истории.

Мои наблюдения и опыт участия в общественной организации за ряд лет показали — когда люди имеют больше свободного от работы времени, они больше готовы волонтёрить. В свободное время у человека есть больше возможности социализироваться, т.е. прийти в какую-то инициативу или организацию и проявить себя.

Когда же человек завален работой, у него только одни мысли, как бы это отдохнуть после работы, провести время с близкими и друзьями или сходить в клуб. Волонтерство отодвигается на десятое место.

Если человек какое-то время «не работает» или работает от случая к случаю, перебиваясь случайными заработками и гонорарами, его социализация нарастает. С одной стороны, он ищет новую работу, с другой, он ищет то, что ему может быть по душе. И часто это приводит его в организацию, которой нужны его способности, где он на волонтёрских началах выражает себя и тем самым приносить пользу обществу.

Хотя эта польза обществу не имеет такой монетизации, как, например, хлебопечение или создание софта, но она тоже общественно полезна, а порой критически необходима, чтобы общество развивалось.

Волонтеры не имеют ни официального статуса, ни большого дохода, т.к. в основном работают либо за идею, либо для личной самореализации, а еще — для установления новых социальных связей и создания новых идей. Вот и получается, что государство, ополчившись на «тунеядцев», ополчилось против творческого меньшинства в том числе.

Здесь вопрос конституционных гарантий или дискриминации вторичен. Это вопрос ценностей. А многие ценности противоположны — не толерантны по своей природе. Либо вы живете по одним ценностям, либо по другим. Всё четко.

С одной стороны, это деньги и контроль (государственное налогообложение). С другой, творчество и немного неопределенности. Причем неопределенность испытывают именно те, кто отказывается от «социального пакета», предлагаемого сегодняшним государством. Творчество требует подвижности, свободы, исследования. Творчество — это необходимая компонента развития.

Получается, государство, объявило войну не только тем, кто «уклоняется от финансирования его расходов», но и тем, кто составляет творческое меньшинство, т.е. неформальный центр развития страны.

Ситуация интересна тем, что налогом на тунеядцев государство затронуло интересы не только волонтеров, но и более устойчивых и традиционных групп — домохозяйки, гастарбайтеры и т.п. И новая расстановка интересов дает шанс различным сообществам «тунеядцев» активнее общаться — усиливаться и объединяться.

CC BY-SA

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».


  • Автор соверщенно понятен в своём искреннем человеческом недоумении. Да, это как дедовщина в армии (я служил). Логическим цивилизованным меркам понимания это не поддаётся. Казарма. "Дед" валяется на койке. Рядом молодой дневальный полы драит... - Эй, салабон, дай сигарету! - Я не курю. - Иди, ищи! Идёт и ищет... Потому что осознаёт, зто эти два года - он на службе, и к ней надо как-то приноравливаться. Жизнь "по понятиям"... ГУЛАГ в миниатюре. Но, вынужденно подчиняясь, он греет душу надеждой, что вот минует два года жизни по уставам и беспределу - и он - свободный художник, неподвластный ничьему маразму и прихотям... (К слову, будучи сержантом-старослужащим, я эти повадки тупой зоологической дедовщины не выносил и старался пресекать по возможности). Ладно. Человек вышел на дембель. Хочешь - направо, хочешь - налево. Без построений на плацу, без команд и окриков. Без вечерней поверки. Свободный художник, его мать! Но если мысленно связать тот отрезок времени службы - с днём сегодняшним, то нынешняя "гражданка" является бесконечным продолжением той же казармы с "дедами": - Не куришь? - Всё равно - ищи сигарету! "Деду" надо... ... Михаилу - респект! "Пять" - за вполне понятное и искреннее недоумение честного человека перед государством, которое на скромного жителя страны (включая младенцев) уже тысячи баксов внешнего долга повесило, но ему всё ещё мало...