Анатолий Лебедько. СОЛИДАРНОСТЬ. Я — ИП!

Происходящее — это не локальный конфликт правительства и одной из социальных групп населения. На самом деле это противостояние двух стратегий экономического развития страны.

Анатолий Лебедько

Анатолий Лебедько. Председатель Объединенной гражданской партии. Дважды избирался в парламент. Позиционирует себя как лидер политических оптимистов.

Индивидуальные предприниматели научились зарабатывать в непростых условиях белорусской действительности. Они научились выживать в ситуации перманентного кризиса. Они научились лавировать между десятком министерств и ведомств, балансировать между сотнями предписаний и инструкций. Чего ИП не осилили, так это науку, как избавляться от страха. Но это общебелорусская болезнь.

В цивилизованных странах людям, попавшим в сложную, трудную ситуацию, другие граждане протягивают руку помощи, руку солидарности. Это нормальная европейская практика. И она реализуется через разные формы, включая и мирный, уличный протест. Тем более что проблема, рожденная указом № 222, гораздо масштабнее, нежели это преподносит официальная пропаганда.

Происходящее — это не локальный конфликт правительства и одной из социальных групп населения. На самом деле это противостояние двух стратегий экономического развития страны. Красный дом делает ставку на госмонополии, на развитие бизнеса десятка олигархических семей, которые контролируют финансовые потоки, бюджет, рынок труда. Альтернатива этому — поддержка малого и среднего бизнеса, поощрение человеческой инициативы, развитие конкуренции. Здесь истоки проблемы, непонимания и тупика, в который нас привела действующая власть.

Кому нужна солидарность? Во-первых, самим ИП. А это немного немало порядка 260 тысяч человек. На месте малого и среднего бизнеса я бы не спешил занимать позицию «моя хата с краю». Сегодня дубинкой постучали в дверь ИП, завтра придут и к вам. ИП + малый бизнес — это уже территория порядка миллиона людей, занятых в негосударственном секторе.

Во-вторых, солидарность нужна среднестатистическому покупателю. Да, потребителями товаров и услуг ИП не являются ни министр торговли Владимир Колтович, ни министр финансов Владимир Амарин, ни семья Лукашенко. Им по карману путешествия в бутики известных европейских производителей. Но для огромного количества людей со скромным достатком это спасительный круг, особенно в условиях кризиса.

Если быть объективным, то деятельность ИП с низкой налоговой нагрузкой — это более эффективная форма поддержки малообеспеченных категорий населения, особенно в небольших городах, чем существующая государственная система социальной поддержки.

В-третьих, солидарность необходима тем чиновникам, которые не живут по принципу «после нас хоть потоп». Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко снисходительно заявляет, что налоговые поступления от ИП — это всего лишь 2,5 % консолидированного бюджета. Но, позвольте возразить, для сегодняшней ситуации и это — деньги, которые, в отличие от кредитов, не лягут на плечи подрастающего поколения. В отдельных регионах ИП обеспечивают более 30% поступлений в местные бюджеты. Не следует забывать и об арендной плате, которую выплачивают предприниматели.

Стоит принять во внимание время, выбранное для очередного «крестового похода» против индивидуальных предпринимателей. Указ № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» принят в ситуации, когда госпредприятия начинают тысячами выставлять за ворота лишних работников. (По информации Министерства финансов, в третьем квартале 2015 года число работников МАЗа сократилось на 1344 человека, «Белшины» — на 1133, МАПИДа — 1044.) В условиях, когда иностранные инвестиции огибают Беларусь как зону повышенных рисков, а это означает, что в стране не появятся новые эффективные рабочие места. В обстановке, когда рост внешней задолженности приближается к черте угрозы национальной безопасности страны. В реалиях, когда за последний год ВВП уменьшился почти на 22 млрд долларов, а доход на душу населения скукожился с 8020 до 5740 долларов.

Какие последствия принятия указа № 222, о которых сегодня не говорят на БТ:

Порядка 3% экономически активных, дееспособных граждан могут быть выдавлены из страны. С учетом членов семей это цифра может увеличиться в разы. Кто их заменит? Китайцы? Киргизы? Беженцы с Донбасса?! Что будет связывать этих людей с Беларусью? Ничего!

Вынужденное гастербайтерство порежет пополам многие семьи. А это уже серьезная социальная проблема, последствия которой вряд ли просчитывают в правительстве.

Я уж не говорю о том, что подобные действия растаптывают культуру самозанятости. Власти выжигают на корню инициативу активных людей, без которой невозможно развитие страны.

Гродно, Ивье, Буда-Кошелево, Гомель, Орша, Ошмяны, Минск, Калинковичи, Брест, Ганцевичи, Смолевичи, Светлогорск, Барановичи, Октябрьский, Лепель, Слуцк, Борисов, Жодино, Солигорск, Жлобин, Мозырь, Бобруйск, Столбцы, Несвиж, Клецк, Витебск, Молодечно — вот неполный перечень городов, на рынках которых в 2015 году я встречался с предпринимателями и обсуждал с ними сложившуюся ситуацию. Порядка 10 тысяч подписей ИП в поддержку программы «Миллион новых рабочих мест» и стратегии «Пять шагов навстречу ИП» мы собрали на этих рынках.

И в нынешней ситуации я не могу быть сторонним наблюдателем происходящего. Что делать?

Быть солидарными. В декабре на рынках Минска и Бабруйска я призывал предпринимателей к единству. Я не верю в сказку о «добром царе и плохих боярах». Успех может принести только давление на власть. Другого языка эти люди не понимают. И конечно солидарность.

В понедельник, 18 января, в 12 часов, на площади Независимости в Минске пройдет акция солидарности «Я — ИП!». Присоединяйтесь! Сбор в 12.00 около Красного костела.

НАШИ ТРЕБОВАНИЯ К ВЛАСТИ (они выработаны на совместной конференции экспертов ОГП и лидеров ИП из разных регионов):

Партнерство не на словах, а на деле предполагает совершение властями следующих действий:

1) передать в собственность предпринимателям торговые площади, арендуемые ими у государства или местных властей более трех лет. Рынки должны принадлежать ИП, а не местной номенклатуре;

2) отменить обязательный характер сертификации товаров и необходимость получать сопроводительные документы;

3) ввести годовой патент на осуществление предпринимательской деятельности;

4) отменить налоги на зарплату (взносы в ФЗСН), перейти на индивидуальные, накопительные пенсионные счета для всех ИП;

5) ввести трехлетний мораторий на проведение проверок для ИП;

6) провести амнистию капитала для всех граждан Беларуси до 1 января 2019 года;

7) снизить ставки налога на недвижимость и землю в три раза, ликвидировать повышающие коэффициенты на недвижимость коммунальной и республиканской собственности;

8) установить предельное значение санкций при административных нарушениях 25% годовой выручки коммерческого субъекта;

9) отменить декрет президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества»;

10) перейти в режим конкуренции стандартов и сертификатов качества товаров, предоставить право собственникам розничных объектов самостоятельно определять требования к документальному подтверждению качества товара при обязательном информировании потребителей;

11) ввести минимальный объем товарооборота для обязательного применения платежных терминалов в размере 65 млн руб. в год.

Будем солидарными! Я — ИП!

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

 


  • Да вообще, чего ыеремониться с этой властью. Отказаться платить налоги вообще, пока не проведут нормальные, открытые и гласные выборы, как предусмотрено Конституцией, а не Ермошиной. Потому что получение президентских и депутатских полномочий на теперешних выборах - это уголовное преступление ст. 357 "Заговор, или иные действия по захвату власти.." вот такие выборы - без гласности это и есть те самые "иные действия". А из этого следует, что под видом "налогов" идет финансирование преступной группировки, что тоже является соучастием в преступлении. Граждане имеют право, и даже обязыны отказаться от соучастия в преступлении тогда, когда осознали сущность совершаемого, не дожидаясь никаких судебных решений по вопросу таких действий.