Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Понять и простить госзакущиков?

Сотрудники тендерных комиссий сознательно или случайно допускают такое количество ошибок в тендерной документации, что становится невозможным разобраться, прошла ли закупка честно или с нарушениями.

Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Законодательство, регулирующее сферу госзакупок в Беларуси, едва ли можно назвать прогрессивным и предложить в качестве примера для других стран. Оно содержит большое количество лазеек, позволяющих провести процедуру закупки из одного источника и тем самым скрыть информацию от граждан и бизнеса.

Но даже при проведении открытых процедур закупок сотрудники тендерных комиссий сознательно или случайно допускают такое количество ошибок в тендерной документации, что становится невозможным разобраться, прошла ли закупка честно или с нарушениями. Хуже всего то, что за эти нарушения закупщики фактически не несут никакой ответственности.

Сразу скажем, что не ставим цели позлорадствовать над случайными ошибками при оформлении официальных документов, которые может допустить каждый. Главная задача — добиться того, чтобы государственные, а значит наши с вами, ресурсы расходовались эффективно и по назначению, а не создавали солидный финансовый фундамент для семьи отдельно взятого чиновника.

Поэтому наведение порядка и дисциплины при проведении государственных закупок становится важнейшим делом именно сейчас, когда государственная казна истощена, а доходы граждан падают из-за продолжающегося экономического кризиса.

Одним из типичных нарушений закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» является публикация недостоверных данных о сумме заключенного договора.

Например, по официальным данным, которые опубликовали идеологи Белыничского райисоплкома, при закупке системы цифрового 3D кинопоказа для кинотеатра «Зорька» было потрачено более 1 миллиарда долларов. Спрашивается, откуда у исполкома такие деньги? А если деньги и были, то почему так дорого купили?

Аппетиты государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) оказались несколько скромнее. Если верить официальной публикации, то закупка грузового лифта институту обошлась в скромные 484 млн долларов. Но вот мебель для гардероба и поста охраны при реконструкции кулинарного училища в Столбцах местному бюджету обошлась несколько дороже — 493 млн евро.

Еще одним характерным для наших чиновников нарушением законодательства является указание товарных знаков и фирменных наименований в описании предмета закупки. И здесь даже не идет речь о закупке «легкового автомобиля PEUGEOT 3008 или аналог» в комплектации «Activ» для нужд Полоцкого райисполкома. В данном случае чиновники хотя бы постарались изобразить видимость уважения к законам.

Вот их коллеги из Чериковского и Узденского исполкомов закупили легковые автомобили Geely Emgrand X7 Luxury и Geely Emgrand EX 7 соответственно, даже не удосужившись добавить два слова «или аналог», как того требует законодательство.

Изучая как приглашения к участию в закупках, так и объявления об их результатах, представители бизнеса, граждане, журналисты постоянно сталкиваются с непонятным или неадекватным описанием предмета закупки, с отсутствием части тендерной документации, необходимой для участия в торгах или проведения журналистских расследований, с недостоверными или неправильно внесенными данными о результатах закупки.

Складывается впечатление, что в тендерных комиссиях зачастую работают невнимательные, недисциплинированные или даже некомпетентные сотрудники. Возникает вопрос, как можно доверять в руки таких людей миллиарды рублей народных денег?

Есть много вариантов решения этой проблемы. Во-первых, можно было бы ввести обязательную аттестацию для сотрудников тендерных комиссий с последующей выдачей профессионального сертификата, а за нарушения законодательства лишать таких сотрудников сертификата и права занимать должность члена тендерной комиссии на определенный срок.

Во-вторых, не мешало бы ввести должностную, а в некоторых случаях и административную ответственность за нарушения законодательства в сфере государственных закупок, не связанные с коррупцией.

Наконец, можно разработать и внедрить кодекс профессиональной этики члена тендерной комиссии, нарушение которого приводило бы к наложению дисциплинарных взысканий.

Уполномоченным государственным органом по государственным закупкам является Министерство торговли, ему и наводить дисциплину в этой сфере. А пока порядка нет, всё, что нам остается — это «понять и простить» закупщиков, как и известного комедийного персонажа.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • Кто такие госзакущики?