Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Пройти между Сциллой и Харибдой

В ближайшие месяцы Беларусь может столкнуться с полномасштабным финансовым кризисом.

Владимир Ковалкин

Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Одним из результатов жёсткой денежно-кредитной политики Нацбанка стало ухудшение финансового состояния госпредприятий и рост их проблемной задолженности перед банками. Вместе с тем, к основным причинам бедственного положения госкомпаний следует отнести и неэффективный менеджмент, и низкую конкурентоспособность выпускаемой ими продукции. Продолжит ли руководство страны политику экономической стабилизации и заплатит за это чередой банкротств госпредприятий или же сорвется и напечатает новые ничем не обеспеченные деньги, чтобы в очередной раз спасти «трудовые коллективы» и собственные политические рейтинги — большой вопрос.

Причины нарастания кризисной ситуации в финансовой системе Беларуси понятны.

С одной стороны, Нацбанк пытается обуздать инфляцию, ограничивая рост рублевой денежной массы и сохраняя ставку рефинансирования на высоких уровнях. Как следствие мы имеем высокие ставки по депозитам и фактически запретительные ставки по кредитам для бизнеса, особенно если учесть относительно невысокую инфляцию и более или менее стабильный курс рубля. Политику Нацбанка поддерживает Совмин, сокращая объёмы господдержки и льготного кредитования ввиду бюджетных ограничений и необходимости изыскивать средства для выплат по госдолгу.

С другой стороны, белорусские госпредприятия уже не первый год вынуждены работать в условиях постоянно сокращающегося спроса на их продукцию. Внешний спрос проседает из-за падения потребления на российском рынке, внутренний — из-за сокращения реальных доходов населения, а также уменьшения объемов эмиссионного кредитования экономики.

В результате госпредприятия вынуждены держать двойной удар. Первый приходится по финансам предприятия. Он связан с проблемой рефинансирования старых долгов и отсутствием возможности покрывать накапливающиеся убытки за счет господдержки. Второй бьёт по продажам и приводит к падению валютной выручки от реализации продукции, что усиливает эффект первого удара. Это происходит на фоне больших курсовых разниц, которые возникли из-за высокого объема ранее привлеченных валютных кредитов. В итоге имеем рост проблемной задолженности перед банками и катастрофические убытки.

Так, объёмы проблемной задолженности в национальной и иностранной валютах продолжают нарастать угрожающими темпами. В среднем по экономике объём проблемных кредитов в номинальном выражении за год вырос в 2 раза. Хуже всего дела обстоят в строительстве, здесь рост составил 3,1 раза. Промышленность и сельское хозяйство также не отстают — рост проблемной задолженности составил 1,7 и 2,5 раза соответственно.

Удельный вес нерентабельных организаций также бьёт рекорды: на 1 мая 2016 года их доля достигла 29%. При этом у 45,5% рентабельных предприятий показатель этой самой рентабельности находится в пределах от 0 до 5%. Это значит, что в любой момент они могут стать убыточными. Если суммировать убыточные и низкорентабельные предприятия, то их доля может перевалить за 60%.

В ближайшие месяцы Беларусь может столкнуться с полномасштабным финансовым кризисом. А если так, то руководству страны придется решить непростую дилемму – либо включить печатный станок и запустить очередной девальвационный цикл, либо банкротить госпредприятия. В первом случае в течение года-двух мы получим очередной экономический кризис с последующим падением зарплат до уровня 250-300 долларов. Во втором — катастрофический рост безработицы, поскольку на госпредприятиях работает около 1,5 млн. человек.

Возможен и третий вариант — отдать активы госпредприятий банкам за долги. Помните как в недавнем прошлом банкам навязывали подшефные колхозы? Так вот в этом случае отдавать уже будут не только колхозы, но и практически все убыточные госпредприятия. Однако вряд ли президент пойдет на этот шаг, уж слишком велики политические последствия такого сценария.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».