Пустят ли НС в ПАСЕ?

Резолюция по Беларуси будет вынесена на обсуждение Парламентской ассамблеи Совета Европы в конце сентября. И если официальный Минск будет по-прежнему...

Коллаж Светланы Ветровой

Резолюция по Беларуси будет вынесена на обсуждение Парламентской ассамблеи Совета Европы в конце сентября. И если официальный Минск будет по-прежнему проводить политику самоизоляции и ссориться со всем цивилизованным миром, шансы Беларуси возобновить в ПАСЕ статус специально приглашенного остаются близкими к нулю.

Что должен сделать официальный Минск?
Итак, 24-28 июня в Страсбурге проходила третья часть обычной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В дни сессии в Страсбурге побывал и автор этих строк.
Хотя белорусский вопрос на пленарном заседании не обсуждался, европейские депутаты то и дело сталкивались с ним: тема звучала в политическом и юридическом комитетах, в докладе президента Европейского банка реконструкции и развития Жана Лемьера и отчете Совета министров Совета Европы. Складывалось впечатление, что ПАСЕ готовится. Нет, вопрос об изменении статуса Беларуси в Совете Европы пока не ставится. К тому же, с тревогой наблюдая за злоключениями минской миссии ОБСЕ, открывать свое представительство в белорусской столице ПАСЕ не собирается. Вообще резкие движения для европейской дипломатии не характерны, но даже сверхкорректную Европу можно вывести из себя хроническим невыполнением обещаний.
"Зачем встречаться с людьми, которые раздают обещания и не выполняют их? Я встречался с делегацией Национального собрания три раза. Его представители выражали готовность сотрудничать с Советом Европы. Но дальше слов дело не идет". Такую жесткую оценку деятельности белорусской власти, представленной Палатой представителей, дал генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер на встрече с делегацией Консультативного совета оппозиционных политических партий (КСОПП) 25 июня в Страсбурге. Тот факт, что встреча представителей Палаты со Швиммером не состоялась, также красноречиво свидетельствует о качестве отношений между Советом Европы и официальным Минском.
Генеральный секретарь в очередной раз подтвердил необходимость выполнения официальным Минском определенных условий, прежде чем будет начат разговор об изменении статуса Беларуси в ПАСЕ. Среди условий, по которым необходим "существенный прогресс", В.Швиммер отметил такие, как 1) отмена смертной казни или, по меньшей мере, мораторий на нее, 2) доступ политической оппозиции к государственным средствам массовой информации, 3) расширение полномочий парламента, 4) прекращение репрессий в отношении СМИ и оппозиции, а также проведение расследования похищений политиков, 5) изменение избирательного законодательства перед местными выборами 2003 года. Данный список требований не является окончательным и документально подтвержденным. Сегодня даже в рамках ПАСЕ нет единства по поводу того, что надо требовать от Беларуси, чтобы начать рассмотрение вопроса о ее вступлении в ПАСЕ. Помимо вышеперечисленных условий, на встрече с разными депутатами можно было слышать также о введении поста омбудсмена, освобождении политических заключенных и нормализации отношений с ОБСЕ.
Докладчику по Беларуси Вольфгангу Берендту и его другу — лидеру социалистической группы Терри Дэвису предстоит нелегкий труд по выработке проекта резолюции по белорусскому вопросу. Документ должен быть принят сначала политическим комитетом ПАСЕ в Париже 9 сентября, а затем на сессии в Страсбурге 27-29 сентября. К работе наверняка присоединятся генеральный секретарь ПАСЕ Бруно Халлер, председатель подкомитета по СМИ Цирил Свобода и представители генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера. Они внимательно следят за развитием ситуации в Беларуси и прекрасно понимают поведение и тактические уловки власти. В руководстве ПАСЕ появился новый человек — это председатель политического комитета Роман Якич, который представляет фракцию либералов, демократов и реформаторов. Он пока еще не вошел в суть белорусского вопроса. После предполагаемого ухода из большой международной политики в январе 2003 г. В.Берендта роль и влияние Р.Якича будут увеличиваться.
Однако вряд ли расклад сил и интересов в ПАСЕ прояснится до сентябрьской сессии. В.Берендт заинтересован не принимать поспешных, неоднозначных решений на своей последней сессии ассамблеи. Р.Якич не хотел бы брать на себя ответственность и поддержать решение, последствия которого не дадут ему спокойно жить на посту председателя политического комитета все оставшееся время. Поэтому следует ожидать взвешенного документа с набором обтекаемых фраз.
Перед В.Берендтом и его коллегами стоит непростая дилемма. Главная задача — выбрать наиболее эффективный путь помощи демократизации Беларуси. Одни считают, что достижение цели будет быстрым, а потери минимальными, если дать Палате представителей статус специального приглашенного (члена) и затем использовать все имеющиеся у ПАСЕ инструменты, чтобы заставить официальный Минск действовать по правилам ассамблеи. Другое мнение заключается в том, чтобы четко определить "цену" членства в ПАСЕ и предложить А.Лукашенко сделку: ты выполняешь условия — мы принимаем тебя в европейскую семью.
Ко второму сценарию склоняются все главные лица, которые в ПАСЕ завязаны на решение белорусского вопроса. При этом есть группа депутатов, которые считают, что первый вариант будет более приемлемым для Беларуси. К ним относятся большинство депутатов российской делегации, а также бельгийцы и часть скандинавов, с которыми плотно работают вице-спикер Палаты представителей В.Коноплев и его коллеги.
Вялотекущая имитация
Интересна логика российских депутатов. В кулуарах они говорят о том, что ПАСЕ напоминает им Парламентскую ассамблею СНГ, только с большим бюджетом и приличными командировочными. Они недоумевают, как половину пленарного заседания можно обсуждать проблему курения, но при этом считают, что инструментария ПАСЕ хватит, чтобы повлиять на Лукашенко. Для убедительности они приводят пример с Чечней. Мол, вопрос не решался, но когда Россию приняли в ПАСЕ и начали вовлекать в европейские процессы, "все нормализовалось". Аналогия с Беларусью здесь, однако, неуместна, поскольку российская власть действительно стремилась войти в Европу, создала хоть управляемую, но демократию, рыночную экономику и развитый (по постсоветским меркам) рынок СМИ.
Лукашенко же хочет членства в ПАСЕ и ОБСЕ только на своих условиях. В противном случае его устраивает вялотекущая имитация желания стать европейцами.
В итоге список требований к белорусским властям не уменьшается. А тут еще режим как будто нарочно к каждой сессии ПАСЕ или ОБСЕ готовит сюрпризы, для нейтрализации которых делегации Палаты представителей никаких кулуарных ухищрений не хватит. На этот раз уже в первый день сессии на пленарном заседании В.Берендт проинформировал депутатов о приговоре белорусским журналистам Николаю Маркевичу и Павлу Можейко. Его позицию поддержал президент ПАСЕ Питер Шидер. В дискуссиях с представителями всех политических групп ассамблеи белорусская оппозиция получила поддержку.
Встреча главы Белорусской партии женщин "Надзея" Валентины Полевиковой и автора этих строк с лидером социалистической группы Терри Дэвисом продолжалась почти час. Британский лейборист интересовался подробностями новой атаки на СМИ и журналистов (речь шла о преследованиях главного редактора газеты "Рабочий" и редакции "Народной воли"). Т.Дэвис сообщил о своих планах совершить частный визит в Беларусь, чтобы выехать за пределы Минска и встретиться с простыми людьми. Даже мягкого Дэвиса обескуражила та жестокость, с которой белорусские власти расправляются с независимыми журналистами. Интересной была его реакция на решение комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ создать специальную комиссию по расследованию дел похищенных в Беларуси людей. Т.Дэвис полностью поддерживает идею такой комиссии, но считает, что ее статус необходимо повысить — чтобы она действовала в рамках не одного комитета, а всей Парламентской ассамблеи.
Что дальше?
Планы на будущее лучше всего сверять на встречах с генеральным секретарем ПАСЕ Бруно Халлером. Именно господин Халлер занимается логистикой всего процесса приглашения представителей Беларуси на сессии, участвует в обсуждении всех важных документов, что касаются нашей страны.
На встрече с Б.Халлером стало известно, что политический комитет обсудит доклад В.Берендта по Беларуси 9 сентября. Комитет должен принять доклад, а также проект резолюции по Беларуси, которая будет вынесена на обсуждение ПАСЕ в конце сентября. В нынешнем году для Беларуси это будет главное заседание ассамблеи. Б.Халлер подтвердил, что на это заседание будут приглашены две делегации из Беларуси с одинаковым статусом.
Ситуация не изменится, если официальный Минск будет по-прежнему проводить политику самоизоляции и ссориться со всем цивилизованным миром. Вслед за лидерами политических групп ПАСЕ Б.Халлер подтвердил, что говорить о нормализации отношений Совета Европы и Минска в контексте острого кризиса в отношениях Беларуси и ОБСЕ не приходится.
Таким образом, в этом году перспективы Беларуси стать членом ПАСЕ — организации, которая объединяет 44 страны с населением 800 млн. человек — остаются близкими к нулю. Европа продолжает наблюдать, постоянно предлагая дипломатическую помощь, стремясь объяснить официальному Минску опасность самоизоляции. Но одного желания Запада и политических партий Беларуси явно мало, чтобы сломить сопротивление в лице Лукашенко и его ветвей власти. В данной ситуации именно первый белорусский президент возглавляет оппозицию. Угрюмую, мрачную оппозицию Европе, то есть стабильной богатой жизни в безвизовом экономическом союзе. Белорусский режим продолжает внушать электорату убогие идеалы на уровне "чарки и шкварки".