Лукашенко вынудили присягнуть на верность России?

По итогам переговоров трудно предположить, что Путин, как говорится, выкручивал Лукашенко руки, но и хватку не ослабил — это точно...

Главными видимыми итогами прошедших в Минске переговоров президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и Владимира Путина стали, пожалуй, решение Москвы предоставить-таки Минску стабилизационный кредит в 1,5 млрд. долларов и заявление Путина о том, что цена газа для нашей страны в следующем году не будет повышаться сверх того, что оговорено в «новогоднем» контракте.

Фото РИА Новости

О Конституционном акте и распределении ролей в правящей верхушке Союзного государства президенты, по крайней мере вслух, не сказали ни слова. Лишь Лукашенко в самом начале пятничных переговоров с Путиным в полушутливом тоне выразил удивление тем, что визит его российского коллеги в Минск вызвал такой ажиотаж в западных СМИ, которые уцепились за слухи о скором союзном президентстве Путина.

Именно эта трудно переводимая в практическую плоскость тема весьма активно обсуждалась накануне приезда Путина в Минск. Российскому лидеру все еще ищут должность, в которой он может продолжить свою политическую карьеру, оставаясь при этом фактическим хозяином Кремля. Союзный вариант тоже рассматривался, но среди прочего и на роль «темы недели» совсем не тянул.

Между тем, вторая сессия переговоров, начавшаяся вечером в четверг в «Силичах» и продолженная утром в пятницу в резиденции Лукашенко, продолжалась целых четыре часа и существенно (почти на три часа) сбила план официальных мероприятий, заставив мерзнуть на ветру роту почетного караула на площади Победы, сотрудников банка ВТБ и множество чиновников в Национальной библиотеке, где прошло заседание Высшего госсовета.

Наверняка можно предположить лишь то, что переговоры были не простыми и затрагивали весьма важные, а, возможно, и щекотливые вопросы двухстороннего сотрудничества.

Политолог Андрей Федоров предполагает, что в той или иной степени президенты все же обсуждали как раз те основные пункты интеграции, которые в последние годы были заморожены — это, возможно, и Конституционный акт, и единая валюта.

«По итогам переговоров трудно предположить, что Путин, как говорится, выкручивал Лукашенко руки, но и хватку не ослабил — это точно, — говорит эксперт «Белорусских новостей». — Россия однозначно не хочет выпускать Беларусь из сферы своего влияния. И, вероятно, Путин намерен оставить своему преемнику (или самому себе) более продвинутую ситуацию в отношениях с нашей страной».

Можно предположить, что, согласись Минск на условия Москвы, Россия без проблем и с большим желанием пошла бы на инкорпорацию Беларуси. Но этот вариант президенту Беларуси не подходит ни под каким соусом — терять власть в стране он не намерен. И рисковать, соблазнившись сегодняшними обещаниями Путина, тоже не хочет. А выстраивать союзные отношения с Россией на равных, партнерских отношениях, как считают эксперты, нашей стране не удастся — слишком разные весовые категории и потенциалы у Беларуси и России.

В такой ситуации можно предположить, что Кремль начинает менять тактику в отношениях с нашей страной и переводит эти отношения на сугубо экономические рельсы, расчищая всей своей газонефтяной мощью место под плацдарм для массированного входа российского бизнеса.

Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич отмечает, что проблемы российского капитала в Беларуси — старая песня. Но сегодня этот процесс заметно активизировался. «Белорусские власти сами заинтересованы в притоке инвестиций и уже приоткрыли двери для иностранного капитала, чем российский бизнес не преминет воспользоваться, — говорит политолог. — Но белорусское руководство эту политику проводит очень осторожно, чтобы приход российского капитала дополнялся капиталом из других стран. В подтверждение можно вспомнить недавние проекты с Австрией, Китаем, намечающиеся проекты с Венесуэлой и Ираном, идут кредиты из Европы». По мнению эксперта, официальный Минск в этом плане проводит достаточно взвешенную и осторожную политику, не желая попасть в зависимость от одной страны.

Вполне вероятно, что интересы российского бизнеса в Беларуси также рассматривались в ходе переговоров Путина и Лукашенко. «Но не думаю, что Лукашенко пойдет на то, чтобы приоткрыть дверь российскому бизнесу шире, чем сейчас», — считает Валерий Карбалевич.

Главный же вопрос, на который так и не было получено однозначного ответа, обращает внимание эксперт, — зачем на самом деле приезжал Путин? «Версия о том, что вся российская верхушка в непростой для себя период приехала в Минск, чтобы подписать союзный бюджет и несколько достаточно формальных договоров, в том числе и соглашение о кредите — не выдерживает критики, — считает Валерий Карбалевич. — Официальные же сообщения об итогах визита не дают возможности представить реальную картину переговоров».

Можно предположить, что раз Путин прилетел в Минск, а не Лукашенко вызвали в Москву, то и в роли просителя был российский лидер. К тому же, как отмечает Валерий Карбалевич, на этих переговорах с позиции силы мог выступить уже Лукашенко: «Путин уходит, а Лукашенко остается. И ему нет смысла сейчас договариваться с Кремлем о чем-то принципиальном. Лукашенко может полгодика и подождать, чтобы разобраться в новой конфигурации российской власти».

По мнению эксперта, разговор вполне мог идти о внешнеполитической поддержке со стороны Беларуси. «Россия сейчас находится в состоянии политического напряжения в связи с передачей власти и усиливающимися антизападными настроениями. Получить в такой момент еще одну конфликтную точку российская власть не хочет», — говорит Валерий Карбалевич.

И, вероятно, Москва своего добилась. Александр Лукашенко на открытии заседания Высшего госсовета заявил о том, что Беларусь готова поддержать Москву в вопросе планируемого размещения в Европе элементов системы ПРО США. Лукашенко также пообещал тесно координировать свои действия с российской стороной по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, мораторий на исполнение которого Россия ввела 12 декабря.

Фото РИА Новости

Есть и еще одна заслуживающая внимания теория, которую высказал политолог Юрий Дракохруст в своем блоге на Радыё Свабода. По его мнению, Путин приезжал в Минск предупредить Лукашенко, чтобы белорусский президент не вмешивался в ход президентской кампании в России.

«Лукашенко будут не приглашать поиграть на российском поле, а очень обстоятельно и в деталях расскажут, что с ним сделают, если он сунется туда и даже если начнет по привычке комментировать то, что на этом поле будет в ближайшее время происходить. От него потребуют сказать, что «мы хорошо знаем и уважаем товарища Медведева», после чего замолчать и молча сидеть до российских выборов и самое главное — некоторое время после», — пишет Юрий Дракохруст.

Вероятно, политолог во многом оказался прав. После триумфальных для «Единой России» выборов в Думу пресс-служба президента Беларуси долго отмалчивалась с напрашивающимся поздравлением в адрес Путина, разродившись скупым двухстрочием лишь 5 декабря. Зато сегодня, открывая заседание Высшего госсовета, Лукашенко поздравил Путина лично и публично.

«Успех партии «Единая Россия» 2 декабря 2007 года — это свидетельство поддержки вашего политического курса, направлено на укрепление российской государственности, повышения авторитета России на мировой арене», — сказал Лукашенко, добавив: «Нам особенно приятно, что свой первый зарубежный визит после столь значимого для России мероприятия вы осуществляете в Беларусь».

Кроме того, Лукашенко заверил Путина, что «Россия останется приоритетом в наших отношениях по сравнению с другими государствами»: «Абсолютно убежден, кто бы ни был у власти в России, наши стратегические отношения останутся и впредь. Мы будем двигаться порой трудно, порой сложно, у нас могут быть разные взгляды на те или иные проблемы, но не было еще такого случая, чтобы мы не решили проблемы. Такой подход сохранится и в будущем. Как бы не складывалась ситуация в России».


  • "Есть и еще одна заслуживающая внимания теория, которую высказал политолог Юрий Дракохруст в своем блоге на Радыё Свабода. По его мнению, Путин приезжал в Минск предупредить Лукашенко, чтобы белорусский президент не вмешивался в ход президентской кампании в России." Мда, политолог из товарища Дракохруста хреновенький.