Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

В «Восточном партнерстве» Беларусь будет гнуть прагматичную линию


Беларусь-ЕСМИД Беларуси, наконец, официально подтвердил уже попавшую в прессу информацию о том, что Беларусь на учредительном саммите «Восточного партнерства» 7 мая в Праге будет представлять первый заместитель премьер-министра Владимир Семашко, компанию которому составит министр иностранных дел Сергей Мартынов.

Таким образом, разрешилась интрига последних недель — Александр Лукашенко в Прагу не летит. Из приглашенных в «Восточное партнерство» шести постсоветских стран самое низкое представительство на саммите будет у Беларуси и Молдовы, которая также пришлет вице-премьера.

В интерпретации МИД Беларуси мотивация такого решения звучит следующим образом: «Поскольку содержание «Восточного партнерства» сугубо прикладное и охватывает социально и экономически значимые направления сотрудничества (торговля, энергетика, транспорт, миграция и т.д.), его курирование отнесено к компетенции правительства».

Официальный Минск, как видим, полностью отбросил неявную, но немаловажную политическую составляющую «Восточного партнерства» и сам продемонстрировал прикладное отношение к новому европейскому проекту. Посылая в Прагу Семашко, белорусские власти весьма непрозрачно дают понять Европе, что в отношении «Восточного партнерства» они намерены придерживаться именно такой прагматичной линии.

В вопросах экономики, транзита, энергетики, то есть в том, в чем в немалой степени заинтересована и сама Беларусь, белорусские власти готовы принимать самое живое участие. Но все, что касается высоких европейских материй, вроде демократических ценностей и свобод, и что в перспективе может представлять угрозу стабильности нынешнего режима — выносится за скобки партнерства.

Точнее, можно предположить, не столько выносится за скобки, сколько вбивается в колею двухсторонних отношений Минска с европейскими странами — без всяких посредников. В том числе, как кажется, белорусским властям хотелось бы снизить в диалоге роль Брюсселя, выступающего сегодня основным регулятором отношений Европы с Беларусью. По-видимому, «распечатав» Евросоюз визитом в Италию, официальный Минск укрепился во мнении, что сегодня вполне способен вести на этом направлении самостоятельную игру, без оглядки на Брюссель и его рекомендации.

Впрочем, верными эти предположения можно считать все же с определенной оговоркой, так как суть белорусско-европейских отношений, тонкости договоренностей по-прежнему остаются в кулуарной тени. Оттуда, кстати, пришла и версия причин итальянского визита Лукашенко. Мол, встречу с папой Римским и Сильвио Берлускони для белорусского президента организовали в качестве своего рода компенсации за отказ от приезда в Прагу.

Если эта версия небезосновательна, то для официального Минска она может значить, кроме прочего, и то, что отношение к Лукашенко как к европейскому изгою в континентальных столицах вовсю процветает. Между тем, окно возможностей для Беларуси Европа все же приоткрыла. Но воспользоваться этими возможностями, как кажется, белорусским властям будет легче именно в формате двухсторонних отношений с конкретными странами, выведя на периферию контакты с теми государствами, кто в общеевропейских рамках настроен по отношению к Беларуси негативно.

Такой подход, как кажется, вполне вписывается в рамки прагматичного механизма потепления отношений Беларуси с Европой, в котором, к тому же, не следует забывать и о российском факторе. Ведь все высказывания Москвы о поддержке стремлений Беларуси развивать отношения с Европой сделаны исключительно в духе норм цивилизованной дипломатии. Россия считала, считает и будет считать Беларусь зоной своего безусловного влияния, а на все попытки изменить это положение реагирует весьма болезненно.

Лукашенко это, очевидно, прекрасно понимает. Как понимает и то, что стабильность его власти во многом от России и зависит. Отправив в Прагу всего лишь Семашко, белорусский президент, как кажется, послал явный сигнал и Кремлю, на практике подтвердив не раз высказанный за последние недели тезис о том, что участие в «Восточном партнерстве» не является антироссийским шагом.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева