Другие материалы рубрики «Политика»

  1. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
  2. «Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
    Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…


Политика

Танкисту Шейману достались авгиевы конюшни

 

7 февраля выяснилось, что Управление делами президента — это авгиевы конюшни. Там не только с экономическими показателями неважно, но и модернизация хромает на обе ноги, а кадры «деградируют в деловом и нравственном смысле», причем настолько, что «доходит до следственного изолятора».

Прозвучали же разоблачения из уст самого Александра Лукашенко на специальном совещании. Официальный лидер, рейтинг которого примерз к 30%, снова рубит правду-матку, вскрывает язвы и наводит порядок. Сюжет, который с небольшими вариациями крутится по госканалам уже 19-й год.

 

Скандальная история бизнес-империи

На сайте УДП с гордостью сообщается, что оно «прошло путь от небольшого подразделения, занимавшегося материально-техническим и социально-бытовым обеспечением высших органов государственной власти, до крупного многоотраслевого субъекта хозяйственной деятельности, объединившего десятки успешно работающих подведомственных предприятий».

Ну, насчет «успешно работающих», как выясняется, приукрасили. А вообще, зачем было огород городить, создавать эту бизнес-империю? Может, взять сейчас да и расформировать это УД, рассовать предприятия по отраслям… Зачем президенту эта головная боль? Не лучше ли иметь, как президентуры «загнивающих» государств, лишь маленькое подразделение, скромную обслугу для закупки карандашей да нарезки бутербродов?

Но люди искушенные только усмехнутся наивности ваших вопросов. Бизнес-империя — это огромные деньги. А власть и деньги — практически синонимы. И лучше всего, когда два синонима идут через запятую.

Политический аналитик Юрий Дракохруст проводит параллель с феодальной монархией, когда монарх — «он, конечно, хозяин и всей страны, но есть у него и свой феод, свое личное владение, где уж он может не считаться вообще ни с кем и ни с чем».

При этом прислугу положено держать в страхе. Поэтому периодически устраиваются «перетряхивания». Первый управделами Иван Титенков, хорошо приложивший руку к превращению УД в ту самую бизнес-империю, хотя и числился другом Лукашенко еще по допрезидентским временам, был вынужден, когда запахло жареным, от греха подальше уехать в Россию. Получила срок (правда, была помилована) сменившая Титенкова Галина Журавкова.

Перед нынешним совещанием в Байнете муссировались слухи, что недавно уволенный с поста управделами Николай Корбут — под домашним арестом, а один из сотрудников УД пытался покончить с собой.


Навести священный трепет

Лукашенко на совещании фамилий не называл, но признал, что в УД происходят «манипуляции с экономическими показателями», а также «вскрываются прямые финансовые нарушения, которые становятся предметом рассмотрения с позиции уже Уголовного кодекса».

Как видим, под боком у главы государства периодически возникают авгиевы конюшни.

Сейчас на их чистку отправлен старый соратник президента Виктор Шейман — бывший танкист, глава Совбеза, генпрокурор, короче, силовик, а не хозяйственник или спец по инновациям.

Напрашивается вывод, что миссия этого человека с грозной репутацией — навести священный трепет.

Отметим также, что ранее Шейман курировал отношения, в том числе военно-технического плана, с Венесуэлой, то есть сферу весьма деликатную и, мягко говоря, не самую прозрачную. С этой точки зрения назначение в УД как раз логично: человек-замок.

«Возможно, это далеко не последнее место, которое займет Шейман в своем возвращении на властный Олимп, — предположил Юрий Дракохруст в интервью для Naviny.by. — Ну а УД — это для него испытание, как те же авгиевы конюшни для Геракла. Решит Шейман вопрос — будет прямой резон двигать его повыше».

К слову, поговаривали, что Титенков в свое время проиграл схватку под ковром именно команде Шеймана.


Модернизация: сапожник без сапог

Еще одним откровением совещания 7 февраля стало то, что даже в «приближенном к телу» УД — проблемы с модернизацией. Что уж тогда говорить о наполеоновских планах модернизации всей экономики — президентском идефиксе последних месяцев!

Не окажется ли эта затея миной для Лукашенко под выборы-2015? Вбухают деньги, а отдачи (и, соответственно, высоких заработков, на которые уповает президент) не дождутся?

Евгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба», в комментарии для Naviny.by отметил: на полнокровную модернизацию, которая в принципе безусловно нужна, денег в стране нет и не предвидится.

Эксперт привел цифру: только на модернизацию промышленности, согласно расчетам правительства, до 2020 года потребуется 90 млрд. долларов. При этом надежда — на иностранные инвестиции. Но страну со специфическим деловым климатом и плохой политической репутацией зарубежные кошельки осчастливить не спешат.

Таким образом, велик риск, что, не получив быстрого роста зарплат от модернизации (в белорусских условиях это «расходящиеся задачи», считает Прейгерман), под выборы 2015 года вновь запустят печатный станок.

А это означает, что в 2016-м белорусов может ждать очередное постэлекторальное похмелье в духе 2011-го с его двумя девальвациями и инфляцией в 108,7%.

Нынешнее возмущение главы государства безобразиями, которые творились у него под боком, наводит на мысль, что «батькин железный порядок», которым любят умиляться обыватели некоторых соседних стран, — миф.

При этом не сказать, чтобы за годы правления Лукашенко мало было чисток, громких процессов над высокими чинами, разбившихся о тюремную решетку номенклатурных карьер. Но гидра неистребима.

По мнению Евгения Прейгермана, в стране, где 80% экономики в руках государства, разгул коррупции, загнивание управленческого аппарата неизбежны. Беда в том, говорит аналитик, что Лукашенко «видит проблему в людях, а не в системе».


Плохие бояре как расходный материал

Как бы то ни было, белорусские государственные телеканалы в очередной раз со смаком показывают публичную порку деятелей из приближенной к президенту структуры. На первый взгляд, это не вяжется с закрытостью системы. Ведь глава государства, назначавший этих людей, сам себя сечет.

Да, в демократической стране подобные скандалы сразу бы становились оружием системной оппозиции в борьбе за власть. Вон как треплют сейчас в Испании премьера Мариано Рахоя, в окружении которого пресса выявила нехорошие финансовые дела.

Однако в Беларуси системной оппозиции нет. Потому бессменный президент может позволить себе время от времени такие разгромы в ближнем кругу, оставаясь при этом в белых пиаровских одеждах строгого, но справедливого царя.

Эти спектакли для него беспроигрышны. Во-первых, политические соперники лишены рычагов и голоса. Во-вторых, официальный лидер строго дозирует гласность, фильтрует, какой сор выносить из избы, а что должно остаться за семью печатями. В третьих, можно даже набрать очков в глазах той невзыскательной части электората, которая вот уже 19-й год с неизбывным детским восторгом встречает каждую новую царскую порку плохих бояр.

Плохих бояр как расходного материала хватит еще на много лет.

Оценить материал:
Средний балл - 4.18 (всего оценок: 72)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • ...da uzh tankist shejman i tankist vaznjk...odna para...nachalos katanie...ale zh koni min uzho nalazhili....
  • Беларусь безъядерная страна, и то в прошлом году Швеции досталось на орехи. А если бы военный бюджет был сравним с российским?
  • Так ведь одно вытекает из другого.
  • Дело не в том, что в "Беларуси нет системной оппозиции", а в том, что в 21-м веке в центре Европы существует неконтролируемый режим безраздельной власти. Поэтому любые публичные порки на потеху электорату носят исключительно популистский характер, не более того. Скажите, кто из его проворовавшегося окружения сел серьёзно и надолго - никто из перечисленных фамилий, только политические оппоненты, которые замахнулись на "святое" на его трон.