Другие материалы рубрики «Политика»

  1. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
  2. «Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
    Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…


Политика

Кого двинут против Лукашенко: «белорусского Навального» или «условного Сидорского»?


Ну вот, теперь даже агитировать за бойкот выборов оппозиции не дадут. Александр Лукашенко подписал закон о поправках в избирательное законодательство, он вступит в силу 8 декабря.

Ранее глава Центризбиркома Лидия Ермошина откровенно заявила в парламенте: «С проектом наших изменений знакомились в БДИПЧ ОБСЕ. Не хочу вас обманывать красивым розовым сиропом. Это не то, на что они рассчитывают: они рассчитывают на многое другое».




Эксперт: в 2015-м шансы оппозиции нулевые

Положим, на широкие жесты особо никто и не надеялся. Действительно, поправки не расширили возможностей политической конкуренции, не дали гарантий прозрачности подсчета голосов, а также (власть методично конопатит лазейки для «пятой колонны») ввели запрет на агитацию за бойкот.

То есть, по глубокому убеждению оппозиции, выборов как не было, так и не будет. Тем не менее, основные силы политических противников режима к кампании 2015 года готовятся.

Впрочем, «силы» — это громко сказано. Сами лидеры признают: политическая оппозиция слаба и непопулярна. По словам председателя Партии БНФ Алексея Янукевича, «у оппозиции есть ресурсы на проведение качественной кампании только одного кандидата, на двух — ресурсов не хватит».

Но вопрос в том, хватит ли политической воли выдвинуть единого кандидата. На сегодня основные оппозиционные структуры разделились на два лагеря — сторонников «Народного референдума» и коалицию «Толока». Плюс те, что гуляют сами по себе, как кошка у Киплинга. Или как неуловимый Джо?

Однако и повтор сценария президентских выборов 2010 года с девятью соперниками Лукашенко, по дружному мнению обозревателей, практически невероятен.

Более того, Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog, не уверен, что власти зарегистрируют хотя бы кого-то из «настоящих» оппозиционеров.

Во-первых, заявил аналитик в комментарии для Naviny.by, под сомнением способность их команд собрать сто тысяч подписей для регистрации. Во-вторых, власти в ситуации кризиса могут не позволить своим жестким критикам «даже повыступать с телеэкрана».

Резюме Поротникова категорично: «Уже можно говорить, что на выборах 2015 года оппозиция никаких шансов не имеет».


Перспектива хуже, чем у презерватива

Да, кризис налицо, страна на волосок от девальвации. Но после 2011 года (ослабление национальной валюты почти втрое, инфляция 109%) стратегический тезис оппозиции, что резкое падение уровня жизни неизбежно выведет народ на улицы и волна гнева сметет антинародный режим, девальвировался похлеще белорусского рубля.

А может, вся фишка в том, кто позовет народ на улицы, на сакральную Площадь? Аналитики скептически оценивают электоральный потенциал старых фигур титульной оппозиции с их динозавровыми хвостами неудач.

Несколько месяцев назад было модно взывать к материализации некоего «белорусского Навального». Теперь феномен поблек. И уж в любом случае политические гомункулусы-харизматики не возникают в партийных пробирках.

В оппозиционном дискурсе вновь стала фигурировать тема номенклатурного кандидата. Такого рода гипотетическую фигуру аналитики окрестили «условным Сидорским».

Напомню: по одной из версий, 19 декабря 2010 года, в день прошлых президентских выборов, некоторые оппозиционные деятели на крыльце Дома правительства пытались в буквальном смысле достучаться до тогдашнего премьера Сергея Сидорского, видя в нем союзника. Непонятно, был ли повод, но вот уж кому точно сегодня икается.

Итак, к вопросу о номенклатурном сопернике Лукашенко. Лидер гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев уверен: «Многие чиновники понимают, что сбросить ответственность на одного Лукашенко не выйдет, поэтому они уже думают об изменениях в стране».

Александр Милинкевич, руководитель движения «За свободу», недавно заявил «Интерфаксу», что единым кандидатом на выборах-2015 «должен быть человек с опытом работы на высоких должностях. Может быть, директор успешного предприятия, либо министр, либо руководитель города».

Политик полагает, что если Лукашенко пойдет на следующие выборы (кто бы сомневался!), то реалистичная цель на них — «увеличение авторитета оппозиции и укрепление веры в нее. А также — выращивание, раскрутка кандидата-лидера, который не будет заменен, заброшен после выборов, словно использованный презерватив».

Образ сильный. Но если на выборы-2015 пойдет номенклатурщик, то его перспектива даже хуже, чем у презерватива: не выбросят, а посадят.

Уж кого-кого, а свежих «перебежчиков» власть карает показательно. Тому свидетельством — судьбы Михаила Чигиря, Михаила Маринича, Александра Козулина. Все эти бывшие высокие чины, дерзнув бросить перчатку Лукашенко, прошли через тюремный ад.


Номенклатура парализована страхом

Тем не менее, и политический обозреватель Юрий Дракохруст уверен: победить Лукашенко может только человек из номенклатуры. Об этом свидетельствует опыт всех цветных революций на постсоветском пространстве. Да и в Беларуси из оппозиционных кандидатов больше всех голосов набрал Владимир Гончарик (тогда глава официальных профсоюзов) в 2001 году, подчеркнул Дракохруст в комментарии для Naviny.by.

«Варианты белорусского Гавела представляются маловероятными», — считает собеседник. Шанс стать популярной альтернативой есть у того из представителей властной элиты, кто сможет «поймать ветер времени».

Размышляя о роли сакрализованной противниками Лукашенко Площади, аналитик отмечает: у многих «нет понимания, что такое Площадь». Она «воспринимается как штурм Зимнего большевиками», между тем успех всех цветных революций был связан в первую очередь с расколом элит, когда министры перебегали в противоположный лагерь, силовики отказывались душить протесты и т.п.

Но здесь — заколдованный круг: откуда взяться расколу, когда нет давления пара в общественном котле?

Да, белорусским чиновникам явно не по душе показательные порки и посадки, которые практикует президент, правящий почти 20 лет по немудреной пиаровской схеме «хороший царь — плохие бояре». Но кто рыпнется? Управленческий слой (политик в стране, как известно, один) запуган и скован тотальной слежкой.

В Беларуси номенклатура как корпорация вряд ли способна выдвинуть своего ставленника на будущие выборы, убежден Андрей Поротников. По его мнению, номенклатурный кандидат возможен, «если будет серьезная поддержка из Москвы». Однако «вопрос в том, захочет ли Москва менять коня на переправе».

И впрямь, для Кремля затевать электоральную бучу в Беларуси — дело рискованное. Можно доиграться. Будут пропихивать одного, а на коне окажется другой. Или ставленник окажется неверным.

Ну а титульную оппозицию, что, уже можно списать в утиль? Чтобы иметь шансы на успех, оппозиция «должна перестать мыслить категориями фейсбучных войн», говорит Поротников. Нужно разворачивать черновую партийную работу, раскручивать бренды, продвигать их в массы.


Соломинка, способная переломить хребет верблюду

Итак, маловероятно, что Кремль в 2015 году сделает ставку на свержение Лукашенко. Евросоюз тем более не готов к реальной игре на белорусском поле, Штаты микроскопическую для них белорусскую проблему вообще во внимание не берут. Номенклатура запугана, народ апатичен, оппозиция зажата.

В этих условиях пролонгация полномочий на очередных выборах выглядит для Лукашенко на первый взгляд вопросом почти сугубо техническим, даже если придется пойти в 2014-м на девальвацию.

Скажете, фатальный мрак? Отнюдь. Я не о чудодейственных мегастратегиях и их промоутерах в блогах-фейсбуках, это шарлатанство. Просто белорусская ситуация отнюдь не статична, возможны совершенно разные наборы опций, и сценарий властей вполне может быть сломан кумулятивным эффектом ряда факторов — экономических, внешне- и внутриполитических.

Сплоченность оппозиции и гражданского общества, раскрутка удачной персональной альтернативы бессменному президенту — лишь один из таких потенциальных факторов.

Но в условиях, когда ресурс режима как никогда тощ, именно этот фактор может стать соломинкой, которая переломит хребет верблюду.

Оценить материал:
Средний балл - 3.95 (всего оценок: 53)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Так здесь нет никакой нации... На лимитрофной вассально--феодальной территории проживает бездумное и безмысленное население...
  • Будут кандидатуры одного президента, одного инженера, одного медика и одной учительницы. Итог все знают.
  • Так не бывает. Значит нацию этот устраивает. А у оппозиции такого нет:Александр Милинкевич, руководитель движения «За свободу», недавно заявил «Интерфаксу», что единым кандидатом на выборах-2015 «должен быть человек с опытом работы на высоких должностях. Может быть, директор успешного предприятия, либо министр, либо руководитель города» Владимир Некляев уверен: «Многие чиновники понимают, что сбросить ответственность на одного Лукашенко не выйдет, поэтому они уже думают об изменениях в стране».[/quote] Вот она хочет искать уже среди чиновников, но:
  • Во нация! Ни одного кандидата в лидеры...
  • Пока не способны выявить "агентов влияния" в своих рядах, хотя удивительно - они больше всех похожи на подхалимов. Это только агенты влияния могли подсказать сделать выступление Позняка на президентских выборах, а именно: называть его президентом. И сразу был готов уничажающий ответ про шкуру неубитого медведя. Беларусы и заглотили...
  • Высказывание из статьи:quote="shlema [email protected] "]Александр Милинкевич, руководитель движения «За свободу», недавно заявил «Интерфаксу», что единым кандидатом на выборах-2015 «должен быть человек с опытом работы на высоких должностях. Может быть, директор успешного предприятия, либо министр, либо руководитель города» Владимир Некляев уверен: «Многие чиновники понимают, что сбросить ответственность на одного Лукашенко не выйдет, поэтому они уже думают об изменениях в стране».[/quote] Мое мнение: