Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
    Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
  2. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?


Политика

Тренды 2014 года для Беларуси: Кремль, выборы, реформы

 
Ушедший 2013 год не отметился в Беларуси какими-то запоминающимися политическими событиями. Он проходил без большой политической кампании — выборов или референдума, что априори делало его менее ярким.
 
В то же время стали очевидными некоторые важные тенденции, которые будут оказывать существенное влияние на политическое будущее Беларуси. Среди них — развитие кризиса управляемости, нарушение политико-делового цикла, а также дальнейшее расхождение повестки дня оппозиции с политическими реалиями.
 
Иллюстрация rusrep.ru
 
 
Кризис управляемости озадачил президента
 
Одним из показательных сюжетов стала провозглашенная президентом еще осенью 2012 года реформа системы госуправления. Ход реализации замысла пролил свет на два важных обстоятельства.
 
Во-первых, выявилось стойкое нежелание руководства страны идти на хоть какие-то серьезные преобразования существующей системы власти. Многообещающие заявления закончились фактически лишь банальным сокращением 25% госслужащих. А структура и функции органов госуправления остались практически нетронутыми.
 
Во-вторых, стала лишь очевиднее проблема управляемости в стране.
 
На одном из совещаний в начале года Александр Лукашенко проговорился, что по его распоряжению было проведено специальное исследование: насколько исполняются данные им правительству поручения. Оказалось, что процент исполнения достаточно низок.
 
Вероятно, такие данные стали для Лукашенко неожиданными. Но еще больше его заставили задуматься события конца года.
 
В частности, ноябрьское посещение «Борисовдрева». Напомним, что годом ранее глава государства также был на этом предприятии и выявил там многочисленные факты бесхозяйственности. Тогда президент дал четкие указания, что и как нужно сделать, в какие сроки. Да еще и пригрозил конкретным должностным лицам серьезными последствиями в случае невыполнения его поручений.
 
По логике авторитарного правления, через год из предприятия должны были сделать конфетку. Однако в реальности этого не произошло: президентские распоряжения были фактически проигнорированы.
 
Одно дело — рассуждения журналистов или даже доклады Комитета госконтроля о провале программы модернизации промышленности, и совсем другое — личные впечатления от повторного посещения «Борисовдрева». Они, судя по всему, оказались сильными. Лукашенко увидел собственными глазами: система не работает.
 
Судя по многочисленным заявлениям после визита на это предприятие, президент серьезно озаботился проблемой управляемости созданной им системы.
 
В поиске ответов на вопрос, почему перестает работать старая модель управления, глава государства пришел к выводу (или решил убедить в этом население), что во всем виноваты кадры. Мол, будь у нас получше чиновники и выполняй они все то, чего требует президент, в стране не было бы никаких проблем.
 
В итоге он, по-видимому, сделал вывод, что одних угроз увольнения и уголовного преследования недостаточно, необходимо найти новый способ держать чиновников в постоянном тонусе.
 
В частности, решено возродить некий аналог пленумов ЦК КПСС. Дебютом стало прошедшее 10 декабря республиканское совещание по решению проблемных вопросов в строительной отрасти и совершенствованию работы с руководящими кадрами. Обещано проводить подобные совещания по разным вопросам не реже двух раз в год. Эксперты состязаются в иронии по поводу реанимации методов коммунистического времени.
 
 
Политико-деловой цикл дал сбой
 
Явные признаки нарастающего кризиса управляемости накладываются еще на одну важную тенденцию 2013 года.
 
Для Беларуси, как и многих других стран, характерны так называемые политико-деловые циклы. То есть зависимость экономической политики властей от электоральных соображений: чем ближе к выборам, тем более мягкой и социально ориентированной она становится. Путем повышения зарплат, пенсий и стипендий, а также увеличения финансирования госпрограмм в предвыборный период власти добиваются улучшения экономических показателей. Это повышает шансы на переизбрание.
 
По итогам 2013 года можно констатировать, что политико-деловой цикл нарушен.
 
Ушедший год находился посередине текущего электорального цикла — между президентскими выборами 2010 и 2015 годов. По логике, правительство должно было бы реализовывать не самые популярные экономические меры, которые бы позволили дать толчок экономическому росту и, соответственно, доходам населения в 2014-2015 годах.
 
По факту произошло обратное. Второй год подряд рост доходов населения значительно опережает рост производительности труда. За январь-октябрь 2013 года реальные располагаемые доходы населения увеличились на 17,2%. Реальные зарплаты за этот период выросли еще больше — на 18,7%. А рост производительности труда составил только 2,3%.
 
То есть накачка экономического благосостояния происходила посередине электорального цикла. И самое главное, что такая накачка подрывает перспективы экономического благополучия непосредственно перед президентской кампанией 2015 года.
 
В результате активного стимулирования внутреннего спроса при проблемах с производительностью труда и экспортом экономика вновь находится на грани кризиса. Не исключено даже, что оставшееся до президентской кампании время потребует макроэкономической корректировки (в том числе девальвации), которая вновь обрежет доходы населения и тем самым обострит чувство несправедливости у белорусских избирателей.
 
Это, безусловно, внесет новые краски в избирательную кампанию 2015 года.
 
 
Оппозиция уходит от политической реальности
 
Кризис управляемости и нарушение политико-делового цикла открывают новые возможности перед оппозицией. Однако 2013 год показал, что ее структуры продолжают работать по своим внутренним программам, которые выглядят все более оторванными от политических реалий.
 
В ситуации усугубления экономических проблем оппозиции было бы логично заниматься разработкой и популяризацией сильной экономической программы. Это важно для работы как с представителями вертикали власти, все более недовольными нынешним положением дел, так и с населением в целом. По данным социологических исследований, экономические вопросы стабильно входят в число тем, наиболее волнующих граждан.
 
Парадоксально, но оппозиция движется в противоположном направлении. Как показало исследование «Индекс экономической адекватности Беларуси» Центра аналитических инициатив «Либерального клуба», в 2013 году оппозиционные структуры занимались экономикой даже меньше, чем в предыдущие годы.
 
Вместо наращивания собственного авторитета через волнующие всех экономические темы они вновь предпочитали тратить время на мало интересующие общество дискуссии о способах избрания единого кандидата в президенты. А вместо подготовки профессиональной экономической программы составляли популистские и расфокусированные вопросы кампании «Народный референдум».
 
 
Москва будет добиваться своего
 
Тенденции 2013 года будут иметь существенное значение для белорусской политики в новом году.
 
Нарушение политико-делового цикла на фоне буксирующей экономики потребует от властей чрезвычайных усилий по поиску ресурсов для спокойного вхождения в следующую президентскую кампанию. К слову, эта задача осложняется предстоящим чемпионатом мира по хоккею, который станет дополнительным вызовом для руководства страны.
 
Основной потенциальный источник ресурсов все тот же — Россия. И 25 декабря Владимир Путин пообещал Беларуси в 2014 году дополнительный кредит в объеме до 2 млрд. долларов.
 
Вопрос, однако, в цене благосклонности Кремля. Избегать выполнения его требований по углублению евразийской интеграции, усилению военного присутствия России на территории Беларуси и объединению предприятий под вывеской «интеграционных проектов» будет все сложнее.
 
Эти вызовы усугубляются проявлениями кризиса управляемости. Восстановить работавшую ранее модель управления уже вряд ли возможно. Как показывают события последних лет, она исчерпала свой потенциал. Для сдерживания дальнейшего развития кризиса управляемости президенту Беларуси понадобятся еще большие финансовые ресурсы и решительные шаги по реальному реформированию системы госуправления.
 
Оппозиция пока не демонстрирует готовности играть на обостряющихся в стране противоречиях. Ее способность расширять влияние на электорат в целом и его отдельные группы (например, чиновников) становится все более сомнительной. Без кардинального обновления идейного и кадрового арсенала оппозиция в ближайшие годы вряд ли будет способна даже на локальные успехи.
 
  
Оценить материал:
Средний балл - 4.64 (всего оценок: 25)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • О каГГГГГГ... Сидел, сидел бедный "президент" во власти почти 20 лет, и вдруг оказывается, что "его не слушают".... А кто-то "народу в голову вбивает, что он во всем виноват"...... Бедный, бедный "президент", и чего только он во власти столько лет сидит и ничего вокруг себя не видит..
  • Да уж, колхозно-кремлёвский кретинизм в жизни беларусов всё ещё присутствует.
  • Президет говорит правду, что он может один поделать, если его не слушают! А народу вбили в голову что виноват во всем он, теперь все как стадо кричат одно и тоже а саму проблему не видят!
  • вельмі характэрны для артыкула - ЧАС яго узнікнення )) Ен не з"явіўся у той час, калі доблесныя беларускія хімікі зрабілі прарыў у сусветнай канкурэнтнасці растваральнікаў )) Ці яшчэ раней, калі на БТ даводзілі пра наш асобны эканамічны шлях. Хаця у час апошняга сусветнага крызісу я пачуў з экрана пра тое, што у Беларусі і Кітая крызісу няма, таму што шашы эканомікі грунтуюцца на аднолькавых прынцыпах (!!) ... Мо тады глянуць на тыя прынцыпы... ну, хаця б у рамках вывучэння КІТАЙСКІХ МЕТАДАЎ РАЗГРУЗКІ СКЛАДОЎ )))))
  • Как хорошо, что сторонник АГЛы написал этот постХочу добавить, что Евгений в одной из статей утверждал, что выход из критической ситуации в 2011 году предложила только ЛДПБ, сейчас не помню назвал Евгений ее в той статье оппозиционной или нет.