Дата публикации:
18.03.2014
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/politic/2014/03/18/ic_articles_112_184921/

Россия превращает Беларусь в передовой рубеж

Автор: Александр АЛЕСИН

 

Обострение украинского кризиса усиливает заинтересованность России в белорусском плацдарме. Уже к концу года в Барановичах должен быть развернут полк Су-27СМ3 ВВС России. А если того потребуют обстоятельства, то к западным рубежам Союзного государства может быть оперативно подтянута и «тяжелая артиллерия», в том числе и для целей воздушно-космической обороны (ВКО).



Еще 9 марта вице-премьер Крыма Ольга Ковитиди заявила, что ради получения финансовой помощи от МВФ новые власти Украины готовы разместить на своей территории объекты американской системы ПРО.

По словам Ковитиди, Киев уже обещал Западу предоставить значительные участки земли под Харьковом для размещения систем, входящих в состав передового рубежа ПРО США в Европе, и звена американской истребительной авиации для их прикрытия.

Сразу же отметим, что еще до обнародования этих высказываний посол Украины в Беларуси Михаил Ежель опроверг распространенную рядом СМИ информацию о том, что его страна ведет с Вашингтоном переговоры о размещении объектов ПРО в обмен на финансовую помощь. Назвал подобные домыслы «спекуляцией» и министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Тем не менее, следует признать, что вопрос создания баз ПРО США в Европе, действительно, является одним из самых острых в отношениях между Москвой и Вашингтоном. И во второй половине прошлого года эта напряженность возросла.

28 октября 2013 года на юге Румынии на базе в Девеселу началось строительство первого объекта ПРО США и Североатлантического альянса на территории Европы. Соглашение между Вашингтоном и Бухарестом по обороне от баллистических ракет было подписано еще в декабре 2011 года.

В соответствии с ним в Румынии предполагается разместить американский многоцелевой зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) Aegis, оснащенный ракетами-перехватчиками SM-3 для перехвата ракет средней дальности и межконтинентальных баллистических ракет. В эксплуатацию этот объект ЕвроПРО должен быть введен в 2015 году.

Важно то, что противоракетная база в Румынии является первым сухопутным элементом Европейского поэтапного адаптивного подхода ПРО США.

По мнению российских военных аналитиков, в случае размещения противоракет SM-3 на базах американской ПРО в Восточной Европе в зоне их поражения оказываются твердотопливные межконтинентальные ракеты «Тополь» и тяжелые жидкостные ракеты УР-100НУТТХ, развернутые в районах между Москвой и Уралом. И уязвимость этих МБР будет весьма высокой, так как у американцев появится возможность их поражения на наиболее удобном для перехвата активном, или разгонном, участке траектории полета.

В итоге вопрос создания передового эшелона ПРО США в Европе стал постоянным предметом трений между Россией и США.

Не исключено, что именно через призму этих коллизий следует рассматривать обсуждение вопроса создания Единой (Объединенной) системы противовоздушной и противоракетной обороны на состоявшемся 5 марта в Москве заседании Военного комитета, образованного при Совете министров обороны стран ОДКБ. Напомним, в состав Военного комитета входят начальники генеральных штабов государств ОДКБ.

Можно предположить, что для большинства участников заседания обсуждение данной проблематики в определенной степени было новостью. Однако планы создания в Беларуси передового рубежа российской ВКО как ответа на строительство европейского эшелона американской ПРО обсуждаются достаточно давно. И не только обсуждаются.

Напомним, что Минск и Москва уже создали Единую региональную систему ПВО. Она может быть дополнена такой же структурой ПРО.

В свое время, говоря о мерах противодействия ЕвроПРО, Дмитрий Рогозин — тогда постоянный представитель Российской Федерации при НАТО, а ныне вице-премьер, курирующий ВПК — заявил, что в первую очередь будет форсировано создание системы ВКО, которая объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства.

Сегодня ВКО России организационно уже создана, и следует ожидать, что вскоре будет оформлена единая система ВКО Беларуси и России. Тем более что один из важных объектов российской ВКО уже находится на белорусской территории. Это радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении в Ганцевичах.

Весьма вероятно, что в последующем на территории Беларуси в рамках ВКО могут быть размещены и ракетные системы, способные решать задачи не только противовоздушной, но и противоракетной обороны. В частности, С-400 «Триумф», которые позволят сбивать взлетающие с территории Польши американские ракеты-перехватчики на начальном участке их траектории.

То, что технически такой вариант вполне реализуем, автору этих строк в свое время лично подтвердил тогдашний первый заместитель командующего Космическими войсками России генерал-майор Владимир Деркач. Необходимо будет только максимально далеко на запад выдвинуть позиции С-400.

Задержать создание в Беларуси заслона из систем С-400 может дефицит мощностей по их производству в российском ВПК.

Говорить так позволяет недавнее интервью газете «Коммерсант» генерального директора «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина. По его словам, до 2016 года поставки таких систем будут вестись только в вооруженные силы России. А вот потом, по словам Исайкина, первыми экспортные версии С-400 могут получить Беларусь и Казахстан. Этим государствам такая техника может быть поставлена в рамках соглашений о формировании региональных единых зон противовоздушной обороны.

Однако, как представляется, в случае острой (с точки зрения руководства России) необходимости в западные регионы Беларуси могут быть выдвинуты и российские полки ВКО, оснащенные С-400. Это тем более справедливо по отношению к новейшим системам С-500, которые имеют гораздо большие возможности в области ПРО. Судя по тактико-техническим характеристикам С-500, российские военные вряд ли когда-либо рискнут выпустить их из своих рук.

По своим боевым возможностям эта ЗРС будет значительно превосходить стоящую на вооружении систему С-400 «Триумф» и ее зарубежный аналог — американскую THAAD. По информации из открытых источников, дальность обнаружения цели у С-500 будет на 200 км больше, чем у С-400, то есть примерно 800 км. Она позволит решать задачи как противоракетной, так и противосамолетной обороны, то есть в рамках одной системы объединяется решение двух задач ВКО.

Как отмечает главный редактор российского журнала «Воздушно-космическая оборона» Михаил Ходаренок, система С-500 позволит с весьма высокой эффективностью уничтожать баллистические ракеты средней дальности и боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет на конечном участке. На вооружении российской армии С-500 появится, вероятно, к 2017 году.

Что касается способности С-500 уничтожать ракеты-перехватчики системы национальной ПРО США, которые могут быть развернуты на европейском континенте, то (как и в случае c С-400) система должна располагаться в непосредственной близости от стартовых площадок комплекса ПРО.

Иначе говоря, если стартовые позиции американской ПРО будут созданы в Польше, появление в западных регионах Беларуси российских ракетных систем ПВО-ПРО С-400 и/или С-500 становится практически неизбежным.