Макей спасает для Беларуси рынки Латинской Америки

Экономическое взаимодействие Беларуси со странами Центральной и Южной Америки в последние годы откровенно ухудшается...

 
Экономическое взаимодействие Беларуси со странами Центральной и Южной Америки в последние годы откровенно ухудшается. Прошедший 19-25 июня визит министра иностранных дел Владимира Макея в Никарагуа, Эквадор и на Кубу был нацелен на исправление ситуации. Однако в обозримом будущем роль региона для Беларуси выглядит не слишком значительной.
 
Владимир Макей
 
Латиноамериканское направление внешнеэкономической деятельности давно привлекает внимание белорусского руководства.
 
На пресс-конференции 15 января прошлого года Александр Лукашенко назвал этот регион стратегически важным партнером. По словам белорусского руководителя, когда-то мы там вообще ничего не имели, а «сегодня имеем примерно 3,5 миллиарда товарооборота, при этом около 2 миллиардов экспорта».
 
 
Показатели падают
 
Похоже, правда, что те, кто готовил материалы к пресс-конференции, перепутали некоторые данные. Объем торговли составлял 3,5 миллиарда долларов в 2011 году, а вот годом позже произошло его сокращение до 2 миллиардов с небольшим. Правда, в 2011-м сальдо было отрицательным, хоть и небольшим — 23 миллиона, а по итогам 2012 года Беларусь оказалась в плюсе на 360 миллионов долларов.
 
При этом было выдвинуто требование достичь товарооборота в 5 миллиардов долларов, естественно, с преобладанием экспорта. Но негативную тенденцию переломить не удалось: в прошлом году упомянутые показатели упали еще больше — до 1,17 млрд. и 208 млн. долларов соответственно.
 
Из примерно двух десятков государств региона, представляющих хоть какой-нибудь интерес с экономической точки зрения (к которым трудно отнести такие экзотические образования, как, скажем, Сент-Винсент и Гренадины), Беларусь в 2013 году торговала с одиннадцатью — Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Колумбией, Коста-Рикой, Кубой, Мексикой, Перу, Уругваем, Чили и Эквадором. Годом ранее в эту компанию входили также Гондурас и Сальвадор.
 
Разумеется, удельный вес их неодинаков. На Бразилию приходится львиная доля всего регионального объема — 50% в 2012 году и 55% годом позже. Главным образом она же обеспечивает и положительное сальдо. В то же время по абсолютной величине оба параметра за последний год сократились более чем на треть.
 
То же самое произошло и со вторым лидером — Венесуэлой. Если в 2012-м ее вклад составлял около 30%, то в 2013-м — всего 7%.
 
В результате на второе место с 222 миллионами долларов (19%) вышла Аргентина. Здесь, однако, другая проблема: отрицательное сальдо Беларуси составило 220 миллионов, то есть практически весь товарооборот состоял из импорта.
 
 
Прорывов не ожидается
 
Поэтому вполне естественно, что основной целью нынешнего визита главы внешнеполитического ведомства, как отмечалось в официальном сообщении МИД, было выполнение поручений высшего руководства «о расширении товарной и географической диверсификации белорусского экспорта».
 
Каково же на сегодняшний день положение дел на избранных «фронтах»?
 
Куба. В ходе визита Лукашенко в эту страну два года назад было заявлено, что белорусско-кубинское сотрудничество вышло на уровень стратегического партнерства.
 
Тогда товарооборот возрос с 50 до 100 миллионов долларов, что, казалось, в самом деле открывало определенные перспективы. Но в прошлом году он скатился почти на прежний уровень — до 55 миллионов.
 
Вряд ли при наличии жесткого контроля белорусской стороне помешали закрепиться на достигнутых рубежах субъективные факторы. Значит, дело в неких объективных препятствиях.
 
Эквадор. С некоторых пор этому государству уделяется повышенное внимание. Александр Лукашенко посетил Кито в июне 2012 года, в октябре прошлого года в Минске с ответным визитом побывал президент Эквадора Рафаэль Корреа. Как обычно, во время переговоров не было недостатка в обещаниях и призывах, в частности было предложено увеличить двусторонний товарооборот «в разы».
 
Действительно, в 2013 году по сравнению с предшествующим он увеличился с 16 до почти 25 миллионов долларов. Но, увы, лишь за счет роста отрицательного сальдо с 5,6 до 14,2 миллиона.
 
Примечательно, кстати, что до того как Эквадор вышел на первый план, товарооборот с ним был заметно больше: в 2008 году — свыше 60 миллионов, в 2009-м — 34, в 2010-м — около 40, в 2011-м — 47.
 
Впрочем, белорусских граждан может несколько утешить подписание договоренности о безвизовом режиме
 
Никарагуа. Хотя еще в 2008 году тогдашний глава МИД Сергей Мартынов сообщил о «серьезных задачах» в развитии экономического сотрудничества с этой страной, в последние годы в составляемом Национальным банком перечне более чем ста внешнеэкономических партнеров Беларуси она не значится.
 
Едва ли это случайно, так как страна фактически нищая. Соответственно, рассчитывать там на некие существенные дивиденды крайне сложно. Судя по всему, здесь главной задачей было достижение договоренности о визитах на высшем уровне.
 
 
***
 
Доля Латинской Америки в общем товарообороте Беларуси в прошлом году составила всего 1,5% (в 2011 году — 4%). Безусловно, при активном поиске возможностей для расширения рынков сбыта и увеличения экспорта не исключено, что со временем удастся вернуться на прежний уровень.
 
Но в любом случае сомнительно, что этот регион даже в отдаленной перспективе сможет занять ведущие позиции в качестве внешнеэкономического партнера нашей страны.
  

  • Я в первую очередь глянул на фото... Внимательно всмотрелся... Прикинул - каким он карапузом был, когда мамкину сиську требовал... А сейчас... Я ему просто сочувствую. Но он не уходит. Зомби, наверное?