Другие материалы рубрики «Политика»

  1. День Воли-2015. Вместо оппозиции креативят власти
    Состояние белорусской оппозиции таково, что провести эффективную уличную акцию ей не по плечу даже при отсутствии противодействия со стороны властей…
  2. Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
    Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии…


Политика

Лукашенко снова устал от власти


Александр Лукашенко опять заговорил о том, что президентский крест слишком тяжелый. В непосильность ноши можно было бы поверить, если бы глава государства делом подтвердил заявляемую им готовность уйти. Но не уходит…



«Слушайте, я 20 лет проработал президентом, что мне еще надо? Мне уже надо думать, как там в теплом месте прислониться и спокойно посидеть. Я просто человек, который устал от этого. Я ищу где-то угол, чтобы там тихонько сесть и отдохнуть», — откровенничал Лукашенко в недавнем интервью каналу «Россия 1».


Он принес себя в жертву

Относительно своего ухода и преемственности власти бессменный президент Беларуси неоднократно делал достаточно противоречивые заявления.

В конце 2004 года состоялся референдум о внесении в Конституцию поправок, снимающих ограничение на количество президентских сроков. На такой шаг Лукашенко пошел, чтобы продлить свое пребывание у власти. Однако 23 ноября 2005 года на пресс-конференции для российских журналистов в Минске только-только разменявший шестой десяток Лукашенко заявил, что готов уйти на пенсию.

«Скорее всего, если я не буду президентом, я не буду ничем заниматься. Дадут мне какую-то сумму денег, и пойду на пенсию... Никому мешать не буду, никуда влазить не буду. Не буду вмешиваться, хотя мне еще десять лет до пенсии», — говорил тогда собиравшийся на третий срок Лукашенко.

В конце 2005 года государство нанесло удар по немногочисленным независимым газетам. С «Народной волей», «Нашай нiвай» и «Салiдарнасцю» были расторгнуты договоры на печать и распространение. «НВ» и «НН» вернулись в подписные каталоги в 2009 году. «Салiдарнасць» размещает свои материалы только в интернете.

В марте 2006 года Лукашенко снова стал президентом. Акции протеста против официальных итогов президентских выборов продолжались неделю.

Кандидат в президенты Александр Козулин был арестован 25 марта 2006 года и затем осужден на 5,5 лет лишения свободы «за злостное хулиганство и организацию массовых беспорядков».


В 2008 году во время посещения Хойникского района официальный лидер заявил«Везде муссируется вопрос, что якобы эта организация (общественное объединение «Белая Русь». — ред.) создавалась под будущего президента, и что этим президентом будет мой старший сын. Я уже сказал: младший сын будет президентом Беларуси».

Первое появление на публике младшего сына Лукашенко Николая состоялось в апреле 2008. На тот момент ему было 3 года 7 месяцев. Вместе с отцом он принял участие в субботнике на стройплощадке «Минск-Арены». Пресс-секретарь Лукашенко не сказал журналистам, чей это ребенок, заявив, что не знает, «как этот малыш оказался на субботнике».

В августе 2008 года опубликован новый закон о СМИ. Ужесточились условия регистрации и распространения изданий, аккредитации журналистов, расширились основания для закрытия СМИ. Был введен запрет на осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных СМИ без аккредитации. Появилось положение о регистрации интернет-изданий.


В октябре 2009 года на встрече с главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом белорусский президент заявил, что власть вызывает у него тошноту: «Хочу сказать откровенно: Лукашенко уже достаточно власти, он наелся этой власти, что уже тошнит». Президент Беларуси добавил, что стремится сохранить власть только для того, чтобы защитить суверенитет страны.

Акция протеста после оглашения итогов президентских выборов 2010 года собрала, по разным данным, до 60 тысяч человек. Акция была жестоко разогнана, задержано более 700 человек. До сих пор в заключении находится кандидат в президенты Николай Статкевич.


В ноябре 2012 году в интервью информационному агентству «Рейтер» Лукашенко утверждал, что пожизненно не будет за свою должность держаться: «Как только народ откажется от моих услуг, я портфель под мышку и уйду…».

О преемнике он сказал следующее: «Клянусь, что никогда это даже в своей семье со своими сыновьями не обсуждал. Это выдумка нашей «пятой колонны», переброшенная вам. Никогда! Народ определит, кто будет президентом. Только народ, и никто не вправе на него в этом плане давить».

А 26 июня 2012 года в Каракасе Александр Лукашенко еще раз намекнул на вариант с передачей власти своему младшему сыну: «Некоторые начали сомневаться в серьезных перспективах сотрудничества Беларуси и Венесуэлы, здесь находится мой сын Николай, и это говорит о том, что мы всерьез и надолго заложили основы сотрудничества, и есть кому перенять эстафету лет через 20-25».



Однако менее чем через год, 15 марта 2013 года, в интервью телеканалу Russia Today Лукашенко заявил,  что не собирается передавать власть по наследству: «Я такими категориями не мыслю, честно вам говорю, что я кому-то должен передать власть. Я поклялся, что я ни в коем случае не буду передавать власть своим родным, близким, родственника или детям — это исключено». 

Лукашенко: президентами не становятся, президентами рождаются

В этом году Лукашенко о перспективах своей послепрезидентской жизни уже говорил.

«Я уже наработался так в этой должности, что, наверное, уже нормальный человек сказал бы, что надо как-то для себя пожить, для детей, как-то отвлечься, проснуться утром со свободной головой и не думать о тех проблемах, которые перед тобой стоят. Все это не так просто. Это не просто работа, это самопожертвование»,объяснял 9 мая Лукашенко характер своей политической миссии.

Тогда же он прокомментировал и публикации в некоторых СМИ о том, что Лукашенко уже фактически начал очередную президентскую кампанию:

«Если уже говорить о том, что Лукашенко начал предвыборную кампанию... Если он ее начал, то в декабре 2010 года. Как только закончились выборы прошлые, Лукашенко начал свою предвыборную кампанию. Поверьте, это так. Если ты хочешь, чтобы тебя без проблем избрали президентом, ты должен с первых дней работать на эту президентскую кампанию. У нас народ не глупый. Если ты проспишь четыре с половиной года, а полгода будешь убеждать, что ты — хороший, народ посмеется. Ты должен каждый год работать, работать и работать, чтобы последний год или полгода вообще ничего не делать и сказать: люди, решайте. Вот мой принцип».


Когда просыпается совесть?

Совсем недавно Александр Лукашенко отметил 60-летие. Может, возраст и длительный срок пребывания на такой нервной должности в самом деле уже дают знать, и заявления главы государства об усталости — на этот раз не пыль в глаза перед очередными выборами?

«Когда президент говорит о том, что он устал, это может быть сиюминутной реакцией на какие-то события. Если же он перед выборами заявляет, что уйдет на пенсию, если народ его не поддержит, — это, с одной стороны, защита от возможного неуспеха. А с другой, он демонстрирует, что выборы в стране законные и неудача Лукашенко возможна», — проанализировал по просьбе Naviny.by высказывания главы государства опытный психолог, пожелавший остаться неназванным. 

   Наелся ли наконец Лукашенко президентства

Когда Лукашенко говорит, что его тошнит от власти, причем рассказывая о себе в третьем лице, «он играет»:

«Глава государства сознательно, возможно, по указке имиджмейкеров, стремится показать, что власть не является его целью. Он изначально отметает возможные обвинения в этом в свой адрес. Отмечу, когда люди говорят о себе в третьем лице, они пытаются отделить себя от того, что делают. Таким образом, не исключен внутренний конфликт. Возможно, такие высказывания заставляет появляться совесть. Слова о тошноте и усталости — это форма оправдания вынужденных поступков».

Психолог не исключает, что президент действительно страдает от перенапряжения и усталости:

«Не исключено, что в его словах есть доля искренности, но здесь есть однозначно и игра. Он хочет усидеть на двух стульях — защищается, оправдывается. Однако очевиден посыл — если вы выберете меня президентом, я соглашусь на жертву ради вас. Он внушает, что делает это не для себя, а для народа. Доверчивые люди, не склонные к анализу, верят таким словам, и президент достигает своей цели удержать власть».


Если не Лукашенко, то…

Валерий КарбалевичНовые заявления Лукашенко являются повторением ранее сказанного и ничего не означают, считает эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. В комментарии для Naviny.by он обратил внимание на то, что об усталости и возможности ухода с поста президента Лукашенко говорит в течение половины срока своего правления.

«Это риторика, популизм, — отмечает Карбалевич. — Лукашенко доносит идею, что если народ захочет, он может уйти. Однако тут же не забывает подчеркнуть, что он является спасителем Беларуси. Если кто-то другой окажется у власти, в стране могут случиться события, как в Украине».

Такая стратегия срабатывает в Беларуси, так как здесь нет политической жизни, считает Валерий Карбалевич. Обывателю внушили, что кроме Лукашенко вообще нет достойных политиков — претендентов на пост президента. Однако, уверен эксперт, как только начнется полноценная политическая жизнь, такие политики появятся.

«Беларусь живет в условиях средневековья по уровню политической культуры. Сам по себе вопрос «Если не Лукашенко, то кто?» свидетельствует о крайней дремучести политического сознания в Беларуси», — отметил Валерий Карбалевич.

Оценить материал:
Средний балл - 4.55 (всего оценок: 45)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Если б дядя Саша мне был симпатичен, я бы ему посочувствовал. А так - сиди, дядя Саша, как последний бирюк - за штыками своих гарнизонов охраны. В психологической сущности - та же тюрьма. Но возвращаться некуда, никто на воле не любит, не ждёт преданно... И Коленька, когда станет взрослым, оглядится - бог весть как к папеньке относиться будет. === А седьмой десяток... Пора уже порой и о вечном подумать...