Дата публикации:
23.12.2014
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/politic/2014/12/23/ic_articles_112_187841/

Лукашенко в Москве заявил, что «отстроить» его не удастся

Автор: Александр КЛАСКОВСКИЙ


Беларусь станет первой председательствовать в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который официально стартует с 1 января. Звучит гордо, но на самом деле этот жест, сделанный на саммите 23 декабря, ничего Кремлю не стоит и никаких привилегий Минску не дает.

Формальному председательскому статусу белорусские власти в условиях нынешней финансово-экономической турбулентности наверняка предпочли бы материальную помощь. Но времена не располагают к широким жестам даже Россию — щедрую душу.

По крайней мере, о каких-то осязаемых бонусах для Беларуси по итогам визита Александра Лукашенко в Москву пока не объявлено.

Александр Лукашенко. Москва. 23 декабря 2014 г.
Фото пресс-службы президента Беларуси

При этом на пресс-конференции после саммитов ОДКБ и ЕАЭС, прошедших в российской столице 23 декабря, белорусский официальный лидер с достоинством подчеркнул: «Может, кто-то и хочет что-то отщипнуть от России, но не Беларусь. Не переводите стрелки на Беларусь».


Из евразийской лодки не выпрыгнуть

Независимые аналитики априори прогнозировали ЕАЭС трудную судьбу. Указывали на то, что авторитарные режимы в принципе плохо интегрируются, не умеют играть по правилам и не хотят делегировать полномочия наднациональным структурам.

Альянс получился сырой, со множеством изъятий и ограничений. Вот и теперь Лукашенко в Москве подчеркнул, что «свободного движения товаров у нас в полном объеме пока как не было, так и нет».

То, что произошло после Крыма: обвал российского рубля, падение цен на нефть и прочее, — ослабило ресурсы Москвы и, соответственно, привлекательность ЕАЭС для партнеров.

Но и выпрыгнуть из этой евразийской лодки, какой бы утлой она ни казалась, нынешнему белорусскому руководству невозможно. Хотя московские СМИ накануне саммитов демонизировали Лукашенко в связи с его визитом на Украину: мол, плетет сговор против России. Иные и вовсе пустили слух, что белорусского президента перекупает-де Вашингтон.

На самом деле Лукашенко, демонстративно тепло пообщавшись с Петром Порошенко, лишь продолжил линию геополитического маневрирования.

Визит в Киев вкупе с резкой риторикой по поводу блокирования российской стороной поставок белорусского продовольствия («Абсолютная политика, притом глупая и безмозглая») работал на повышение позиций Лукашенко перед переговорами с Москвой.

Он понимает, что Владимир Путин сегодня в уязвимом положении: давят санкции, надо спасать проект ЕАЭС — в общем, разругиваться вдрызг с белорусским партнером совершенно не с руки.

И хотя накануне Москва подчеркивала, что отдельной встречи Путина с Лукашенко 23 декабря не планируется, ряд больных вопросов двусторонних отношений два президента все же обсудили.


Глупую и безмозглую политику списали на мелких сошек

Говоря постфактум о запрете белорусского транзита, Лукашенко заявил: «Это все сделано в одностороннем порядке, без каких-либо консультаций, минуя Евразийскую экономическую комиссию и, более того, как стало известно в результате сегодняшних переговоров с Владимиром Владимировичем — и без его согласия».

Короче, конфликт списан на стрелочников. Надо думать, что понемногу сойдет на нет и продовольственная война.

Евгений Прейгерман«Главное, с чем, на мой взгляд, вернулся Лукашенко, это, во-первых, подтверждение того, что 24 декабря в Минске состоится встреча контактной группы по Украине, а во-вторых, снижение нараставшего в последнее время медийного градуса напряжения вокруг отношений Беларуси и России», — отметил в комментарии для Naviny.by директор по исследованиям минского «Либерального клуба» Евгений Прейгерман.

Обо всем остальном, по словам аналитика, пока судить сложно. «В том числе и относительно поставок белорусской продукции, хотя в целом выглядит так, что понимание между Лукашенко и Путиным по этим вопросам было найдено. Правда, как всегда, могут быть детали», — говорит Прейгерман.

Так или иначе, это все же «бои местного значения». А есть и глобальные для союзников проблемы, которые административным путем не решишь. В частности, для Беларуси критично то, что рынок восточной соседки сжимается, российский рубль дешевеет, тем самым подрывая наш экспорт.

И пока из информации об итогах московских встреч не прослеживается, что Кремль готов поспешить на выручку попавшему в тяжелую ситуацию союзнику.

Роман Яковлевский«Путин сказал, что выход России из кризиса продлится два года. Значит, и евразийская интеграция будет находится в таком же состоянии как минимум на протяжении этого периода — с неизвестными последствиями для всех ее участников», — такой прогноз дал в комментарии для Naviny.by минский политический обозреватель Роман Яковлевский.

Стоит добавить, что два года — это лишь прогноз Путина, который может быть чересчур оптимистичным из пиаровских соображений.

Отметим также, что впереди — саммит Союзного государства, на котором два руководителя наверняка продолжат разговор по гамбургскому счету.


У кого камень за пазухой?

Перед отлетом из Москвы Лукашенко затронул, казалось бы, сугубо внутриполитическую тему — президентские выборы 2015 года.

«Даже если весь мир выступит сегодня против Лукашенко, он все равно станет президентом, если он [белорусский народ] этого захочет», — заявил руководитель Беларуси, занимающий этот пост уже третье десятилетие.

И хотя был упомянут «весь мир», эта фраза прозвучала в контексте заочной полемики с неназванными российскими политологами да журналистами, которые-де заявляют, что «у Лукашенко 2015 год особый — президентские выборы, поэтому есть шанс и возможность его «отстроить».

Не исключено, что месседж «не отстроите!» был также косвенным ответом на недавнюю многозначительную фразу посла России Александра Сурикова, вдруг засомневавшегося, что бессменный президент Беларуси пойдет на очередные выборы.

Аналитики интерпретировали столь недипломатичный пассаж дипломата как звоночек из Кремля. В комментариях звучало: Россия хочет как минимум приструнить белорусского партнера за вольности, в том числе и в украинском вопросе.

В ответ Лукашенко дает понять, что голыми руками его по-прежнему не возьмешь.

Вот они, особенности постсоветской интеграции: собираются, чтобы заявить о братстве да ритуально погрозить Западу, но при этом косятся друг на дружку — у кого там камень за пазухой?