Российская авиабаза в Беларуси. Сдаст ли Лукашенко тест на лояльность?

Вполне вероятно, что после инцидента с Су-24 Кремлю еще сильнее захочется разместить свою авиабазу в Беларуси — в пику НАТО и США.

Вполне вероятно, что после инцидента с Су-24 Кремлю еще сильнее захочется разместить свою авиабазу в Беларуси — в пику НАТО и США, которые в этой ситуации фактически солидаризировались с Турцией.


Фото: www.intex-press.by

Как только было официально объявлено, что первый зарубежный визит Александра Лукашенко после переизбрания на пост президента Беларуси пройдет именно в Россию, эксперты заговорили о неизбежности возвращения в повестку дня вопроса о российской авиабазе.

Это подтвердил и помощник российского президента Юрий Ушаков, заявивший 20 ноября, что «эта тема до конца не закрыта и будет обсуждена на высшем уровне между президентами двух стран».

А 24 ноября, всего за пару суток до предполагавшейся встречи Лукашенко с Владимиром Путиным начальник оперативного управления Главного штаба Воздушно-космических сил России Александр Ляпкин выступил с безапелляционным заявлением, что состав российской авиабазы и ее организационно-штатная структура уже утверждены.

В итоге многие обозреватели предположили, что именно встреча двух президентов 26 ноября может поставить точку в этой затянувшейся истории.

Однако официальный визит Лукашенко в Россию был перенесен, по версии обеих сторон — «в связи с загруженностью рабочих графиков президентов». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что о новых сроках визита белорусского президента будет объявлено в ближайшее время. Комментаторы в большинстве своем предположили, что реальной причиной отсрочки стало уничтожение турецкими истребителями российского бомбардировщика Су-24: дескать, ничто не должно отвлекать верховного главнокомандующего Путина от подготовки ответных мер.

Но мало кто сомневается в том, что когда Лукашенко прилетит наконец в Москву, давление на него по поводу размещения в Беларуси российской авиабазы станет еще сильнее, чем прежде.

Аналитики напоминают, что еще в сентябре Путин официально поручил своему правительству подписать с Минском соглашение о создании этой базы. Причем в сообщении пресс-службы Кабинета министров РФ открытым текстом говорилось, что подписание соглашения долгосрочно закрепит российское военное присутствие в регионе.

Появление такой информации накануне президентских выборов в Беларуси многими было расценено как акт давления на Лукашенко, решавшего нелегкую задачу мобилизации своего электората в условиях экономических трудностей. Поэтому реакция белорусского лидера была достаточно предсказуемой по содержанию, хотя и достаточно неожиданной по форме. Он стал утверждать, что вообще не в курсе намерений России: «Человек, который должен принимать это решение, я об этом ничего не знаю».

Более резко о ненужности для Беларуси российской авиабазы Лукашенко заявил 11 октября перед прессой на избирательном участке в Минске.

Можно предположить, что в Москве вошли в положение белорусского руководителя и решили какое-то время не педалировать столь болезненную для союзника тему. Поэтому в октябре на саммитах СНГ и ЕАЭС в Астане вопрос российской военной базы в Беларуси не поднимался.

Но в Минске, похоже, расценили этот маневр как полный отказ Москвы от своих намерений. И 22 октября министр обороны Беларуси Андрей Равков вслед за Лукашенко заявил, что в размещении российской авиабазы в нашей стране смысла нет. А еще через несколько дней со схожим заявлением выступил министр иностранных дел Владимир Макей.

Однако в преддверии визита белорусского президента в Москву представители российского руководства, как видим, дали понять, что вопрос отнюдь не снят.

Как иронизируют российские блогеры, можно, конечно, чтобы не особенно обиделся белорусский президент, придумать для будущей базы в Бобруйске и более нейтральный термин — например, «совместный белорусско-российский авиацентр».

Но дело не в названии. Важно выяснить, почему руководство России так настаивает на создании своей базы в Бобруйске.

По мнению ряда аналитиков, Москва преследует сразу несколько целей. Основная — укрепление обороны своих западных границ, прежде всего Калининградской области, окруженной государствами НАТО — Польшей и Литвой. Актуальность этой проблемы заметно выросла после обострения отношений между Западом и Россией из-за событий в Украине.

Если рассматривать сценарий гипотетического военного конфликта в регионе, то становится понятным, что одной из основных задач авиабазы в Беларуси станет противодействие ВВС Польши, отмечают некоторые эксперты.

Другая часть экспертного сообщества подчеркивает, что помимо противодействия польской авиации задачей российской авиагруппировки на территории Беларуси в случае конфликта должно стать участие в нейтрализации объектов ЕвроПРО на территории той же Польши. Тем более что к работам по созданию базы ПРО в польском Редиково планируется приступить в следующем году, а через два года — достичь ее полной оперативной готовности.

В Москве польские объекты ЕвроПРО расценивают как весьма серьезный риск для российских стратегических сил сдерживания и требуют твердых юридических гарантий того, что они, как и весь передовой эшелон ПРО США в Европе, не будут использованы против ракетно-ядерного потенциала России. Вопрос до сих пор остается камнем преткновения.

В последние месяцы, как отмечают российские комментаторы, ситуацию подогрело нежелание американского руководства отказаться от размещения в Европе элементов ПРО после соглашения с Ираном, ведь именно против Тегерана она и была направлена согласно официальной версии Вашингтона.

Таким образом, есть достаточно оснований утверждать, что возможное выдвижение подразделения ударной авиации ВВС России в Беларусь станет составной частью мер, которые Москва намеревается предпринять для противодействия ЕвроПРО.

Ну а после того как турки сбили российский Су-24, конфронтация Москвы с НАТО может выйти на новый уровень, и ее потребность иметь авиабазу в Беларуси только обострится.

И у Путина есть все шансы дожать белорусского партнера, которому позарез нужны денежные вливания и дешевые энергоносители. Если исходить из публикаций российских СМИ, сегодня вопрос о размещении в Беларуси боевой авиации России может стать для Лукашенко тестом на лояльность со всеми вытекающими последствиями.