Отчет спецдокладчика ООН по Беларуси: незначительные изменения маскируют отсутствие политической воли

Такой вывод содержится в отчете спецдокладчика ООН по ситуации в Беларуси Миклоша Харасти, который будет представлен на 32-й сессии Совета ООН по правам человека.

Ситуация с правами человека в Беларуси не изменилась. Такой вывод содержится в отчете спецдокладчика ООН по ситуации в Беларуси Миклоша Харасти, который будет представлен на 32-й сессии Совета ООН по правам человека.

Сессия пройдет с 13 июня по 1 июля в Женеве. Отчет содержит информацию, полученную спецдокладчиком до 31 марта 2016 года, пишет БелаПАН.

В отчете Миклоша Харасти указывает на такой положительный факт, как освобождения шестерых политзаключенных накануне президентских выборов 2015 года. При этом докладчик обеспокоен тем, что освобождение политзаключенных «было осуществлено в том же произвольном стиле, что и их заключение под стражу». Кроме того, освобожденные не были восстановлены в своих гражданских и политических правах.

Сами выборы, в отличие от предыдущих 2010 года, проходили без насилия со стороны милиции и арестов политических оппонентов власти, отмечает докладчик. Однако, несмотря на это, выборы не были признаны ОБСЕ «заслуживающими большего доверия, чем выборы 2010 года». (Напомним, ОБСЕ по итогам своего наблюдения критиковала, в частности, процедуру подсчета голосов, отсутствие единого списка избирателей, отсутствие в избирательных комиссиях представителей оппозиционных кандидатов. — БелаПАН.)

«Поэтому освобождение заключенных накануне выборов без восстановления их права выдвигать на них свою кандидатуру, возможно, лишь только усугубило атмосферу страха, в которой уже не первое десятилетие осуществляется управление страной. Репрессивная правовая система после 2010 года стала лишь еще жестче, и одновременно жестче стали систематически применяться уголовные и административные наказания в отношении оппонентов и критиков и вообще всех, кто каким-либо образом, даже вполне мирно, выражает несогласие», — отмечает Харасти.

«Проверкой того, насколько президент страны настроен осуществить реформу в области регулирования прав человека в Беларуси», по мнению докладчика, станут предстоящие парламентские выборы (их планируется провести 11 сентября. — БелаПАН).

«Белорусский парламент — единственный на Европейском континенте не имеет в своем составе даже подобия оппозиции и ограничивается тем, что послушно проштамповывает решения президента. Это относится к составам парламента всех созывов за последние 20 лет, независимо от того, пыталась ли оппозиция принять в них участие или бойкотировала выборы в знак протеста против ограничений», — говорится в отчете.

Харасти также обращает внимание на то, что в Беларуси по-прежнему применяется смертная казнь, что является «еще одним типичным несоблюдением правозащитных стандартов, которое отличает данное государство от всех остальных стран на Европейском континенте».

Как отмечается в докладе, не произошло изменений в «разрешительном принципе» свободы собраний и ассоциаций. «Эта система заключается в том, что де-юре становится уголовно наказуемым любой вид публичной деятельности, не получивший предварительного одобрения властей», — констатирует Харасти.

По-прежнему сохраняются сложности для деятельности организаций гражданского общества и политических партий.

«Ущемление права на свободу ассоциации обусловлено тремя основными ограничениями: правилами в отношении регистрации, широко распространенными отказами в регистрации и установлением уголовной ответственности за несанкционированную гражданскую деятельность и ее финансирование», — говорится в докладе.

Его автор отмечает: хотя за последние месяцы оппозиционные акции не разгонялись правоохранительными органами, на их участников налагались «непропорционально высокие административные штрафы».

Харасти также указывает на факты ущемления свободы СМИ в Беларуси, преследования журналистов, которые сотрудничают с зарубежными медиа без аккредитации МИД.

В стране отсутствует благоприятная обстановка для безопасной работы правозащитников, говорится в докладе. В качестве примеров приводится суд над Михаилом Жемчужным, приговоренным к шести годам заключения, преследование гомельского правозащитника Леонида Судаленко, высылка из страны правозащитницы Елены Тонкачевой.

Харасти отмечает, что власти отказываются предоставить правозащитникам доступ к пенитенциарной системе. При этом по-прежнему появляются сообщения о применении пыток в местах лишения свободы.

В стране сохраняется практика произвольного задержания общественных и политических активистов, журналистов, правозащитников, нет подвижек в расследовании нераскрытых дел об исчезновении оппозиционных политикой и журналиста Дмитрия Завадского в 1999—2000 годах, отмечает докладчик.

Он обеспокоен тем, что представление об улучшении ситуации с правами человека в Беларуси, «сложившееся из-за незначительных изменений», «может скрыть отсутствие политической воли и готовности приступить к настоятельно необходимым фундаментальным подвижкам».

В докладе содержатся рекомендации для белорусских властей. Харасти, в частности, рекомендует: восстановить всех освобожденных политзаключенных в гражданских и политических правах; отменить статью 193.1 УК (ответственность за участие в деятельности незарегистрированной организации); ввести уведомительный принцип регистрации партий и общественных объединений; ввести мораторий на смертную казнь, выполнить рекомендации ОБСЕ по улучшению избирательного законодательства; учредить независимый орган, отвечающий за назначение, продвижение по службе, временное отстранение от должности и увольнение судей и прокуроров в соответствии с основными принципами независимости судебных органов.

В сопроводительной записке к докладу секретариата Совета по правам человека (СПЧ) ООН отмечается: «Собранные материалы показывают, что за исключением недавнего освобождения политических заключенных накануне президентских выборов 2015 года никаких других улучшений в ситуации укоренившегося систематического ограничения основных прав человека, послужившей поводом для учреждения мандата специального докладчика в 2012 году, отмечено не было».

В связи с этим СПЧ считает необходимым «и далее сохранять достигнутый уровень контроля со стороны ООН за соблюдением Беларусью ее обязательств в области прав человека, особенно в контексте грядущих парламентских выборов».