Скребец ответит за всю "Республику"?



Выступая перед Национальным собранием с посланием, А.Лукашенко намекнул, что по одному из депутатов Палаты представителей тюрьма плачет: "Бессовестный человек, валит все на всех, а когда посмотрели на его действия, так там уголовное дело надо возбуждать за разворовывание кредитов! Взял кредит в банке, "крышу" сделал некоторым структурам, мол, я депутат, мне все сойдет с рук. Не сойдет!"





Вероятно, кое-кто высказывание Лукашенко расценил как команду: "Фас!". На днях в отношении руководителя депутатской группы "Республика" Сергея Скребца возбуждено уголовное дело. Он подозревается в создании (руководстве) преступной группы (часть 4 ст. 16 УКРБ) и выманивании государственного целевого кредита (часть 2 ст. 237 УКРБ). Скребцу "светит" от двух до пяти лет ограничения либо лишения свободы.





— Возбуждение уголовного дела связано с моей прошлой деятельностью — с 1997 по 2001 год я был генеральным директором торгового дома "Бел—Бабаевское", учредителем которого является российский концерн "Бабаевский", — говорит Сергей Николаевич. — В 1998 году гендиректор концерна "Бабаевский" Сергей Носенко намеревался вложить около 10 миллионов долларов в развитие "Коммунарки": достроить корпус, купить несколько швейцарских линий по производству пористого шоколада и шоколада с крупными добавками. Носенко приезжал в Минск, мы встречались с тогдашним премьер-министром страны Сергеем Лингом. Наш инвестиционный проект получил "добро" в КГБ, Совете безопасности, Совмине. На всех уровнях говорили: "Вкладывайте деньги". Но как только процесс пошел, перед нашим носом хлопнули дверью и сказали: "До свидания".





— С этого места, если можно, поподробнее...





— Убрали прежнего директора "Коммунарки", на предприятии ввели золотую акцию", представитель государства сказал: "Нам не нужны инвестиции".





В своем послании президент заявил: когда он был на Коммунарке", рабочие ему руки целовали, что "Бабаевский" не купил эту фабрику. И сказал, что представитель "Бабаевского" сидит здесь, в зале. Он, правда, ни разу не назвал мою фамилию, но кроме меня, насколько я понимаю, никаких других представителей в Овальном зале не было... Когда Лукашенко сказал, что против одного депутата надо возбуждать уголовное дело, в зале послышались реплики: "Назовите фамилию!". Он ответил: мол, вы знаете этого депутата, он в прошлый раз здесь выступал.





В минувшем году я действительно ставил перед главой государства вопрос о судьбе торгового дома "Бел—Бабаевское": полтора миллиона долларов конфисковали, документы и печати забрали, штраф шесть миллионов долларов наложили, фирмы не могут вернуть кредит... Он сказал председателю Комитета государственного контроля: "Анатолий Афанасьевич, разберитесь". Комитет госконтроля "разобрался", после чего мне еще миллион долларов штрафа добавили...





Естественно, мы обращались в суды, но они выносили решения не в нашу пользу...





— Насколько я знаю, некоторые Ваши бывшие подчиненные уже сидят...





— На сегодняшний день по этому делу отбывают наказание шесть человек. Директор филиала "Беларусбанка", который выдавал кредит, получил четыре года. Начальник службы безопасности этого филиала и директор "Бел—Бабаевского" — три года. Начальник кредитного отдела банка — два года и один месяц. Бухгалтера осудили условно на два года, директор "Белтрэйдэкспо", он же мой помощник по депутатской деятельности, получил четыре года строгого режима.





— А как получилось, что гендиректор "Белбабаевского" разгуливает на свободе, а его подчиненные сидят?





— В то время, когда получали кредиты, я был не гендиректором "Бел—Бабаевского", а депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Я не имел права совмещать депутатскую и коммерческую деятельность. Никаких контрактов и кредитных договоров не подписывал.





— На какую сумму был получен кредит?





— На сегодняшний день "Белбабаевским" не возвращено 320 тысяч долларов, а "Белтрэйдэкспо" — 180.





Я просил президента, чтобы нам вернули имущество, разблокировали счета, мы бы рассчитались. Но, увы...





И это при том, что мы продавали больше тысячи тонн конфет в год. Тратили на благотворительность около 50 тысяч долларов в год. Собирались строить супермаркет с детским кафе (под это дело концерн "Бабаевский" выделял около миллиона долларов), планировали открыть свой банк. В общем, планов было много... Нас уничтожили, потому что мы не имели высокопоставленной "крыши". Те предприниматели, которые сегодня имеют влиятельного покровителя, живут и здравствуют.





— Но до недавнего времени Вы тоже, можно сказать, жили беззаботно...





— В последнее время в моей жизни было много, так сказать, странностей. Например, летом прошлого года я и еще один депутат сдали вступительные экзамены в Академию управления при Путине. Экзамены сдали хорошо, но мне вызов на учебу почему-то не пришел. Начинаю разбираться: никто ничего не знает. Тогда я выступаю в парламенте и предупреждаю коллег: оказывается, прежде чем сдавать экзамены в Академию управления при президенте России, нужно получить одобрительный кивок в Администрации президента Беларуси. Вице-спикер Палаты представителей Владимир Коноплев пообещал разобраться с моим вопросом, но воз и ныне там...





Другой пример. Десять депутатов Палаты представителей Лукашенко не поздравил с Новым годом, хотя обычно он поздравляет всех. После послания его спросили: почему? Александр Григорьевич ответил примерно так: "Не знаю, надо разобраться, в следующем году поздравлю всех". Самое интересное, что в список непоздравленных вошли почти все члены группы "Республика" — Фролов, Парфенович, Баслык, Скребец, кажется, Новосяд и некоторые другие... Думаете, все это случайность?





— На Ваш взгляд, почему уголовное дело в отношении депутата Скребца возбудили только сейчас? Ведь то же самое можно было инкриминировать Вам и в прошлом году...





— Уведомление о возбуждении уголовного дела мне прислали как раз в тот день, когда в "Народной воле" вышло интервью со мной как с новым руководителем группы "Республика". Кто-то слова президента расценил как команду "фас!"...





— Сейчас, насколько понимаю, Вы должны явиться в прокуратуру...





— Пока не собираюсь. Депутатский статус мне позволяет этого не делать.





— Думаете, Вас спасет миф о депутатской неприкосновенноти? Вспомните дело экс-начальника Белорусской железной дороги "сенатора" Виктора Рахманько...





— Не исключено, что на ближайшем заседании Палаты представителей будет рассмотрен вопрос о лишении меня депутатских полномочий. Например, в России это делается так: генпрокурор представляет Госдуме материалы уголовного дела, а депутаты решают, лишать того или иного человека депутатских полномочий или нет. Думаю, генпрокурор Беларуси тоже должен представить какие-то материалы в Палату представителей. Посмотрим...





Комментарий





Андрей КЛИМОВ, депутат Верховного совета Республики Беларусь 13-го созыва: "ТОЛЬКО ТАК СКРЕБЕЦ ПОЙМЕТ... "





— Мне обидно не за Сергея Скребца. Его мне совершенно не жаль. Мне обидно за родных и близких этого человека. Им сейчас будет тяжело.





Мне обидно за множество людей, оказавшихся в замкнутом круге лжи, которую они же сами и породили. Ведь депутат Скребец — не просто не дурак. Он умный человек, душой болеет за общество. Мне обидно, что он опустился до того, чтобы избираться в этот незаконный парламент, прекрасно отдавая себе отчет, что ему придется одобрять политику нынешнего руководства страны, ведущую к уничтожению государственности.





Я не исключаю, что этот депутат пройдет через все те неприятности, которые пришлось вынести и мне. Только так Скребец поймет, чего он на самом деле хочет от жизни: отстаивать свои принципы или шкурные интересы...





Марина КОКТЫШ, "Народная воля"