Жизнь с дозиметром

Внешне после Чернобыльской катастрофы ничего не изменилось — "тот же лес, тот же воздух и та же вода…"

Продолжение путевых заметок
из чернобыльской зоны

Начало:
1.
С самогонкой радиации не замечаешь
2. В Брагине ждут Лукашенко
3. Много ли в чернобыльской зоне двуглавых телят?
4. В чернобыльской зоне природа возвращается в естественное состояние
5. Из некоторых чернобыльских деревень радиация улетучилась
6. Ночь в зоне отчуждения
7. Интернатам от благотворителей нужно "все"
8. Радиация бьет по щитовидке
9. На Беседи под Веткой красиво, но опасно
10.
Как борются с радиацией в России?
11. Около ЧАЭС зубры не выжили
12. Город, который радиация превратила в музей

Село Красное Брагинского района находится в 31 километре от Чернобыльской АЭС. Рядом проходит железная дорога, по которой через территорию Беларуси электричками ездят на АЭС рабочие из Славутича. Нашу страну они проходят без остановки.

Сейчас радиационный фон в Красном ненамного отличается от того, что в Минске. Но это только в селе, где радиоактивные пятна давно убрали. В окрестностях пятен с высоким уровнем радиации очень много. В поселке жить можно, но вести себя следует согласно советам из фильма "Джентльмены удачи: "Туда не ходи, сюда ходи". То есть в этот лесок можно ходить за грибами, а в тот, что левее, — не стоит. Также обстоит дело с выпасом скота, заготовкой сена, посадкой картошки.

Эти простые правила соблюдает большинство из нас: нормальный человек не будет купаться в вытекающей из Минска Свислочи, не станет собирать грибы рядом с химическим заводом и заниматься спортом около металлолитейного производства.

Основная проблема для местных жителей заключается в том, что радиация не осязаема и не видима. Внешне после Чернобыльской катастрофы ничего не изменилось — "тот же лес, тот же воздух и та же вода…". Взрослым людям трудно поверить, что теперь все это не "то". Поколение, которое родилось и выросло в послечернобыльскую эпоху, старается соблюдать правила радиационной безопасности.

Основную просветительскую работу в Красном проводит в рамках проекта "Радиометрические измерения" руководитель общественной организации "Росток жизни", заведующая местным фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) Татьяна Котлобай. Часть технического обеспечения проекта помогло решить Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству, предоставив ФАПу дозиметрическую аппаратуру и другую современную медицинскую технику. Большую помощь оказал Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (БелРад) и несколько французских организаций.

Татьяна Котлобай около установки измерения радиации в продуктах 

По проекту "Радиометрические измерения" Татьяна проводит занятия с местными школьниками, объясняя основы радиационной безопасности. На них ребята учатся пользоваться дозиметром: они уже выявили множество радиоактивных пятен в окрестностях села. Школьники после занятий по радиационной безопасности заставляют родителей соблюдать эти правила дома.

Уже доказано, что радиация больше всего воздействует на детей. Пожилые люди, у которых жизненные процессы в организме замедлились, практически не восприимчивы к повышенным дозам радиации. Именно поэтому среди стариков, оставшихся после катастрофы на сильно загрязненных территориях, мало пострадавших от радиации, в то время как среди детей, получивших после 1986 года значительно меньшую дозу радиации, наблюдалось увеличение количества случаев рака щитовидной железы и других онкологических заболеваний.

В фельдшерско-акушерском пункте местное население на условиях анонимности может обследовать на радиоактивность продукты. Условия анонимности приняты из-за того, что многие местные жители промышляют незаконным ловом рыбы в Припяти и Днепре, а также охотой в Полесском радиационно-экологическом заповеднике, граница которого проходит в 4 километрах от села.

Фельдшерско-акушерский пункт в селе Красное в 31 километре от Чернобыльской АЭС 

При обнаружении высокой концентрации радиации в пищевых продуктах в ФАПе их не конфискуют, а только напоминают о вреде такой еды. При желании можно на время взять дозиметр для проведения измерений дома, но точность результата будет значительно хуже, чем при измерениях на стационарной установке в ФАПе. Отмеренное по весу количество продуктов изучается в ящике этой установки, надежно изолированном свинцом от внешнего радиационного фона.

Когда в 2004 году были начаты работы по проекту "Радиометрические измерения", сразу же в Брагинском районе выявили несколько детей, у которых накопление радиации в организме превышало норму в 100 раз. Причина — элементарное несоблюдение норм радиационной безопасности: в одной семье глава был заядлый охотник, который часто приносил домой дичь. В части семей радиация попадала в организм с молоком, которое давали коровы, которые паслись на загрязненных местах или питались зимой кормами с этих мест.

Установка измерения радиации в продуктах 

Сразу же после катастрофы в чернобыльских регионах действовал строгий контроль. Позже измерительное оборудование постепенно вышло из строя, люди расслабились и перестали соблюдать нормы безопасности. Повлияло и уменьшение количества онкологических заболеваний у детей, прежде всего рака щитовидной железы по сравнению с 1990-ми годами. Приобретение дозиметра большинству местных жителей не по карману.

После принятия мер через год максимальный уровень накопления радиации у пострадавших людей снизился в 10 раз. Через год — еще вдвое. В настоящее время все население дважды в год проходит обследование.

Основная надежда возрождения этих регионов — местная молодежь. Те, кого посылают сюда после вузов отрабатывать необходимые два года, стремятся отбыть этот срок и уехать.

20 лет, прошедших после Чернобыльской катастрофы показали, что жить и растить здоровое потомство на этой земле можно. Но при условии соблюдения несложных норм радиационного контроля.

Продолжение следует

ШУРСПроект "Чернобыль. 20 лет спустя" осуществляется при содействии
Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству (ШУРС).