Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Протестный потенциал белорусов не исключает новой Плошчы
    В 2014 году исследователи зафиксировали 127 акций протеста. По сравнению с 2013 годом количество публичных акций возросло на 26%...
  2. День Воли-2015. Онлайн-репортаж
    25 марта демократическая общественность Беларуси отмечает 97-ю годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики...


Общество

Христарадничеству закон не писан?


Вот уже несколько лет в минском метро, чаще всего на второй его линии, можно видеть, как в вагон входят одна или две женщины с сумкой в руках. Достают из нее ящик для подаяний и хорошо поставленным голосом обращаются к пассажирам с просьбой оказать помощь в строительстве храма.

Дальше они неторопливо идут по вагону, собирая деньги. Ящик наполняется купюрами намного быстрее, чем у стоящих в подземных переходах монашек, которые тихо читают молитвы.

Фото Naviny.By

Чужие деньги считать неприлично, но все же: в среднем размер подаяния в каждом вагоне может составлять около 2 000 рублей. В поездах шесть вагонов — их обход занимает около 20 минут. По скромным подсчетам, получается около 16 долларов в час. Многие ли из пассажиров метро могут похвастаться такой зарплатой?

Когда женщины на станции пересаживаются в другой вагон, они вновь прячут ящик в сумку. Чего-то или кого-то боятся?

Я обратился в службу милиции по охране Минского метрополитена. Оказалось, этих двух дам здесь хорошо знают. Их имена — Почебут Валентина Константиновна, 1944 года рождения, и Прохорович Любовь Николаевна, 1954 года рождения.

Существует определенный порядок сбора пожертвований (к примеру, когда монашки стоят в определенных местах, не докучая прохожим, или в магазинах и других общественных местах установлены специальные ящики для пожертвований). Навязчивые же обращения к людям с просьбой подать на храм — нарушение закона.

Почебут и Прохоревич регулярно задерживает милиция (это от нее женщины прячут ящик в сумку, выходя из вагона). Дамы собирают деньги для православного храма Рождества Христова в деревне Большое Стиклево, что под Минском. Это правда. При задержании попрошайки всегда поясняют, что действуют по благословлению настоятеля этого храма Михаила Рукаля.

Фото Naviny.By

На божьих служек милиция составила уже более 20 протоколов (нарушение общественного порядка: попрошайничество). Однако выписываемые судом штрафы в размере от 0,5 до 3 базовых величин могут восприниматься оштрафованными как небольшой налог на прибыль. Общение с милицией для женщин — только трата времени. А время — деньги.

Пытались милиционеры наставить на путь закона и Михаила Рукаля, но пока безрезультатно. Ничего не изменилось и после обращений правоохранителей в Минскую епархию.

Когда я попросил пресс-секретаря епархии Андрея Петрашкевича прояснить ситуацию, он сразу же понял, о ком идет речь: "Две женщины, которые ходят по вагонам второй линии метро, собирая деньги на храм Рождества Христова?" Официально Андрей Петрашкевич заявил, что по этическим церковным нормам, совпадающим с мирскими законами, активное попрошайничество неприемлемо.

"Словно цыгане на вокзале пристают к людям", — добавляет Андрей. По его словам, владыка Филарет такой способ сбора пожертвований не благословляет, а по поводу обращений милиции в епархию пояснил, что они могли случайно затеряться. Андрей Петрашкевич пообещал в ближайшее время поставить в известность высшее руководство церкви о происходящем.

Согласно церковным правилам, пожертвования принимаются в ящик, опечатанный храмовой печатью. Обычно он заперт на замок, ключи от которого находятся у руководства храма. На ящике должна быть информация, для какой церкви предназначаются средства.

После сбора пожертвований ящик открывают в присутствии членов приходского Совета (орган, занимающийся управлением храма). Он может материально поощрить сборщиков средств. Впрочем, это бывает редко.

После этого я решил познакомиться с Михаилом Рукалем.

Окраина Минска, район улицы Герасименко. Рядом — за кольцевой дорогой — деревня Большое Стиклево, в которой находится поселок роскошных коттеджей. Здесь и возведен храм Рождества Христова, который представляет собой довольно величественное сооружение. Основное строительство уже закончено, сейчас завершаются отделочные работы и благоустройство прилегающей территории.

Фото Naviny.By

На службы собирается много прихожан как из города, так и из окрестных деревень. В храме в разных местах я насчитал 9 ящиков для пожертвований.

Что касается Валентины Почебут и Любови Прохорович, то Михаил Рукаль признался, что женщины действительно собирают по вагонам пожертвования с его благословления и что тем самым они нарушают законодательство.

К нему действительно обращались из милиции с просьбой прекратить направлять их в метро, но священник (кстати, в прошлом сам работник метрополитена) пока не сделал это. Михаил Рукаль полагает, что просить деньги в вагонах метро, а также по заводам и другим учреждениям, — норма для православия.

В конце разговора священник просил меня, чтобы я этой статьей не навредил его отношениям с государством.

А как быть с людьми?

Я расспросил многих знакомых об их отношении к такого рода попрошайничеству. Независимо от вероисповедания и политических взглядов в этом вопросе у моих респондентов было редкое единодушие: навязчивого попрошайничества быть не должно. Даже если средства собираются на богоугодное дело…

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Вообще, в православии, насколько я знаю, попрошайничество считается грехом. Грех просить, подавать - благое дело. Интересно, как батюшка мог дать на такое благословение? ИМХО, пусть лучше человек в храм сходит, свечку поставит, помолится, чем просто кинет денежку в метро для успокоения совести...
  • Никому они не мешают. Просят пожертвовать денюшку и просто проходят по вагону. А священника этого я уже 10 лет знаю. Он уже десять лет в одной и той же курточке и кросовках и зимой, и осенью ходит. Пешком. Так что много денег он вряд ли себе загребает... Так же как и бабульки. А денег на строительство же никто не дает, церковь выстроена только на пожертвования. Поэтому и долго. Котельную построили, расписывать вот собираются изнутри... Деньги нужны, конечно. Не судите, да не судимы будете!
  • Пусть бы прижали этих бабулек, честное благородное, сколько себя помню - тягаются по метро, заглядывают в глаза. И главное, уверен - на храм из их ящика идёт мизер. Уже за эти годы Тадж-Махал можно было бы выстроить!