«Международная амнистия» призывает спасти осужденных на казнь

Андрей Жук и Василий Юзепчук ожидают смертной казни в Минске. Им было отказано в апелляции. Оба приговоренных обращались с просьбой о помиловании...

Международная амнистия«Международная амнистия» (МА) предприняла очередную попытку добиться помилования для двух приговоренных к смертным приговорам в Беларуси. Правозащитники рассылают сообщения с призывом спасти осужденных. К акции может присоединиться любой желающий, направив письмо белорусскому президенту.

«Андрей Жук и Василий Юзепчук ожидают смертной казни в Минске. Им было отказано в апелляции. Оба приговоренных обращались с просьбой о помиловании к президенту Александру Лукашенко, но «Международная амнистия» знает только один случай помилования, с тех пор, как Лукашенко пришел к власти в 1994 году», — говорится в сообщении МА.

Как уже писали «Белорусские новости», 17 июля 2009 года Минский областной суд вынес смертный приговор жителю Солигорского района А.Жуку, признанному виновным в убийстве двух работников СПК «Большевик-Агро», которые перевозили деньги для выплаты зарплаты.

В октябре Верховный суд подтвердил смертный приговор, и теперь жизнь осужденного может быть спасена только в случаем помилования его президентом страны.

Находящийся в одной камере с А.Жуком, В.Юзепчук также был осужден на смертную казнь. К высшей мере наказания 29 июня этого года Брестский областной суд приговорил 30-летнего жителя Дрогичинского района за убийство семи пожилых женщин.

Правозащитники снова обращают внимание на оборотную сторону проблемы смертной казни в Беларуси — страдания родственников приговоренных. Так, указывается в сообщении МА, дата приведения смертного приговора в исполнение будет определена начальником минского СИЗО, где сейчас находятся Жук и Юзепчук. Ни они сами, ни их семьи не будут уведомлены об этой дате заранее.

«Международная амнистия» знает, что когда придет время, то приговоренных отведут в специальную комнату, где им будет сообщено, о том, что их просьбы о помиловании не удовлетворены. Затем их отведут в соседнюю комнату, поставят на колени и убьют выстрелом в голову», — отмечается в письме правозащитников.

С призывом о помиловании к президенту Беларуси обратилась мать приговоренного к смертной казни А.Жука — Светлана Жук.

В своем письме она написала, что «27 октября 2009 года Верховным судом Беларуси приговор был вынесен не только Андрею, но и всем нам, его семье».

«Вся наша жизнь теперь похожа на ночной кошмар, — написала С.Жук. — Мы засыпаем и просыпаемся в холодном поту, мы вздрагиваем от каждого телефонного звонка и даже любого звука. Мы устали постоянно слышать за своими спинами шепот: вот идет мать (отец, брат) убийцы».

С.Жук просила охрану тюрьмы позволить ей хотя бы раз во время свидания обнять сына или подержать его руки в своих, но ей было отказано по причине того, что их свидания могут проходить только через стеклянное заграждение, общение при этом возможно только по телефону.

В сообщении МА отмечается также, что применение смертной казни в Беларуси часто противоречит международному праву, т.к. получение признательных показаний происходит с многочисленными нарушениями. Есть достоверные свидетельства того, как признания выбивались посредством пыток и жестокого обращения.

По словам адвоката А.Жука, во время допросов к его подзащитному было применено насилие. Кроме того, как считает адвокат, негативное влияние оказывали СМИ, в которых Жук и Юзепчук назывались преступниками еще до вынесения им приговора, что прямым образом нарушает право презумпции невиновности.

Адвокат В.Юзепчука указывает на то, что его подзащитный — малообразованный человек, с умственным расстройством, кроме того принадлежит к маргинализованной групп цыган. По словам адвоката, Юзепчук был дважды жестко избит еще во время досудебного нахождения под стражей.

«Я лично говорила со многими людьми, которых это непосредственно касается, с родственниками приговоренных, и убеждена, что если бы белорусы знали о том, каким образом убивают человека, они бы никогда не проголосовали за это брутальное наказание на референдуме 1996 года», — отмечала на пресс-конференции в ноябре эксперт по Беларуси «Международной амнистии» Хизер Макгилл.

А.Жук и В.Юзепчук подали заявления в Комитет по правам человека ООН, который, в свою очередь, призвал правительство Беларуси не приводить смертный приговор в исполнение до тех пор, пока их дела не будут рассмотрены Комитетом.

Чтобы поддержать акцию правозащитников, на сайте «Международной амнистии» можно подписаться под обращением к президенту Беларуси с призывом о помиловании А.Жука и В.Юзепчука, а также об отмене смертной казни в нашей стране.

Напомним, что мораторий на смертные приговоры является обязательным условием для возвращения Беларуси статуса специально приглашенного в ПАСЕ, а также требованием резолюции Европарламента, голосование по которой пройдет в Страсбурге 17 декабря.


  • Как их можно помиловать? Как может быть аргументом, что страдает воспитавшая убийцу семья? Но это уже многократно обсуждалось на Навинах.
  • ".... Мы устали постоянно слышать за своими спинами шепот: вот идет мать (отец, брат) убийцы». А разве нет? Не убийцы? Сказать такой матери "дзякуй" за отличное воспитание сына? Кстати, а неужели Лукашенко не помилует своего соплеменника?
  • Действительно, как можно говорить о будущем человека, преступившего закон, думая первоначально о его семье?...это абсурд. А когда он убивал людей, он думал о их семьях?...О их ночных кошмарах?...Ответ очевиден. Я считаю, что кара смерти необходима в любом государстве. Люди, которые ее заслуживают после совершенных преступлений есть везде. И это, иногда, для них единственное справедливое наказание.
  • /А.Жук и В.Юзепчук подали заявления в Комитет по правам человека ООН, который, в свою очередь, призвал правительство Беларуси не приводить смертный приговор в исполнение до тех пор, пока их дела не будут рассмотрены Комитетом. / Пусть рассматривают, не думаю, что кто-то против. Но если человек виновен, то приговор нужно привести в исполнение. Понятно, что большинство матерей будут до конца жизни сомневаться в том, что их сын - преступник и бороться за сохранение его жизни, а если будет отменена смертная казнь - то за досрочное освобождение, за смягчение режима и т.п. Страдание матери - это не аргумент в таких делах. Она - лицо пристрастное. Совершая такого рода преступления, человек сам вычеркнул себя из человеческого общества. Рассчитывать на снисхождение общества - это несправедливо и неправильно. Но если я понимаю матерей и родственников, то правозащитников я не понимаю. Мотивы этих людей. Неужели у нас нет законопослушных граждан, права которых нужно защищать? Чего они уцепились за этих убийц и маньяков? Делать больше нечего или как?
  • Их уже расстреляли
  • кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; (Бытие 9.6)