Белорусы «попробуют» третейский суд

Есть сомнения, будет ли он работать так, как должен. Но они обусловлены, скорее, несовершенством всей нашей судебной системы в целом…

 

В Беларуси разработан проект закона о третейских судахВ Беларуси разработан проект закона о третейских судах. На сегодня в нашей стране действует только одна подобная структура — арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.

«Мы думаем, что должно быть несколько судов, свобода выбора, чтобы субъекты хозяйствования могли обращаться не только в государственные суды, но и в негосударственные», — считает председатель Высшего хозяйственного суда Виктор Каменков.

По его словам, третейский суд может быть открыт в течение ближайших двух-трех месяцев при Совете юристов Белорусского республиканского Союза юристов. Для этого требуется решение Минюста о регистрации суда.

Напомним, почти год назад Каменков уже обещал, что закон о третейских судах появится в Беларуси в ближайшее время.

По мнению специалистов, третейский суд — вещь нужная и полезная.

«Нам нужен такой суд, — рассказал «Белорусским новостям» почетный председатель Союза юристов Владимир Бойко. — Потому что очень часто судебные разбирательства в других судах бывают более продолжительными, чем они могли бы быть в третейском.

Кроме разницы в самом процессе и времени рассмотрения дела третейский суд, как общественная структура, отличается тем, что туда должны обращаться обе стороны. А в государственных судах достаточно жалобы одной стороны для начала разбирательств».

Получается, что третейский суд изначально настроен на примирение сторон. «Это его первичная задача, — объяснил В.Бойко. — Если в третейском суде сторонам удастся договориться и решить свои вопросы без затягивания дела — это только к лучшему».

Справка «Белорусских новостей»
Третейский суд (арбитраж) — это негосударственный орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в части рассмотрения гражданских и хозяйственных споров на основании законов путем применения методов арбитрирования.
Третейский суд — альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.
Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.
Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие, так и для рассмотрения конкретного спора.
Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах. Так, например, в США около 60% коммерческих споров рассматриваются третейскими судами.

«Эта система оправдала себя во многих странах — думаю, оправдает себя и в Беларуси, — полагает правозащитник, заместитель председателя Белорусского хельсинского комитета Гарри Погоняйло. — Для граждан будет проще добиться рассмотрения дела судом, а также будет ускорен сам процесс. Если в судах первой инстанции дела могут лежать и по два месяца, то в третейском суде все происходит обычно куда быстрее.

Кроме того, третейские суды призваны решать главным образом «мелкие дела»: разводы, взыскание алиментов, раздел имущества, земельные споры. А значит, они будут «разгружать» суды первой инстанции».

В Союзе юристов рассчитывают, что третейский суд без работы не останется.

«Пока народ настроен обращаться в государственные суды — потому что они гарантируют справедливость, — признался В.Бойко. — А в практике третейского судейства бывало всякое. Но, думаю, со временем третейский суд у нас станет популярным. Ведь инициатива-то шла как раз снизу — от участников судебных процессов. Народ считает это необходимым — пусть пробует. А закон все равно один для всех. И работать суд будет по тем же принципам, что и другие мировые суды, и, конечно, по белорусскому законодательству».

На сегодня практически вся необходимая подготовительная работа над проектом закона о третейских судах и созданием самого суда Союзом юристов проведена — вплоть до определения председателя нового суда. Имен пока не называют, но обещают, что и судьи, и председатель будут квалифицированными специалистами.

«Хоть это и работа на общественных началах, но выполнять ее будут не абы кто, а видные юристы, бывшие судьи центральных судов, — рассказал В.Бойко. — Состав судей будет большой — в первую очередь из-за того, что все они будут иметь основное место работы. Состав судей для рассмотрения конкретного дела будет организован председателем суда из своих активов. Судьи могут и отказаться — например, в силу занятости».

Особенность третейского суда в том, что участники разбирательства могут высказывать свои пожелания относительно судей, ведущих дело.

«Однако их пожелания не обязательно будут удовлетворены, — заметил В.Бойко. — Согласитесь, если в суде работает несколько десятков судей, а какая-либо из сторон дела требует у председателя предоставить им конкретного человека — в пору задуматься, зачем им это…»

Кстати, независимее юристы ни к разработке проекта закона о третейских судах, ни к работе в самом суде приглашены не были.

«К сожалению, такой практики в Беларуси нет — все обычно решается в «тишине кабинета», — рассказал Г.Погоняйло. — Ни профессиональных экспертов, ни ученых из гражданского сообщества к этому не привлекали. Может быть, и позволяли им высказаться — но исключительно кулуарно».

По мнению Г.Погоняйло, такой изначальный подход может повлиять на объективность суда.

«Это может сказаться на качественном подборе судей и на категориях рассматриваемых судом дел, — считает юрист. — Так что есть некоторые сомнения, будет ли он работать так, как должен. Но они обусловлены, скорее, несовершенством всей нашей судебной системы в целом. Ведь в условиях существующего режима эта система находится в нерабочем состоянии — служит не гражданам, а власти, что порой доходит до абсурда».