Как Вася-Стольник правительство за нос водил

На скамье подсудимых — миллионер, вхожий в «высокие кабинеты»…

В суде Центрального района Минска близится к завершению слушание уголовного дела по обвинению бизнесмена Василия Стасюка, в 90-х годах больше известного под прозвищами Вася-Стольник и Вася-Мерседес. Владельца первого в Беларуси 600-го «Мерседеса» обвиняют по пяти статьям Уголовного кодекса, в числе которых — мошенничество, хищения в крупных размерах, «отмывание» материальных ценностей, приобретенных преступным путем, и подстрекательство к даче взятки одному из заместителей главы Администрации президента.

Неоднократно судимый Василий Стасюк свою вину полностью отрицает, а в том, что он находится на скамье подсудимых, по убеждению Василия Филипповича, виновны недоброжелатели, враги и завистники, которые оговорили «честного человека и успешного бизнесмена». К слову, в ходе слушаний подсудимый «проговорился», что его состояние превышает семь миллионов долларов. Правда, из них, со слов Стасюка, задекларированы почему-то только два миллиона «зеленых».

Однако материальное богатство подсудимого не раз оказывалось мифом, когда дело доходило до ареста имущества и конфискаций, которые в криминальной биографии Василия Стасюка случались не раз. А вот то, что сей субъект обладает богатой фантазией и талантом располагать к себе, втягивая в сомнительные дела даже высокопоставленных чиновников, Стасюк доказывал не раз. В этом судебном процессе уже запротоколирована одна такая афера, свидетельствующая о выходе «успешного бизнесмена» на правительственный уровень.

Если бы Стасюку удалось довести задуманную комбинацию до логического конца, то он бы действительно стал очень богатым человеком, находящемся в международном розыске с новым прозвищем — Вася-Цемент, а государственный бюджет лишился бы многих миллионов долларов.

Стасюк в образе спасителя

Речь идет о событиях конца 2007 года. Министерство архитектуры и строительства изучало потребности белорусского строительного комплекса в цементе на ближайшую перспективу. Выяснилось, что в 2008 году ожидается дефицит сего важного материала в объеме не менее 1,2 миллиона тонн. О ситуации доложили правительству, откуда поступила команда искать, где можно.

И побежали гонцы во все концы мира. К решению важнейшей государственной задачи подключили белорусские посольства. Искали в Мексике, Венесуэле, Китае… Не нашли. И тут на сцене появился Стасюк.

Как пояснил в суде свидетель, назовем его Николаем Ивановичем, в прошлом работник министерства архитектуры и строительства, с Василием Филипповичем он познакомился в кабинете министра Александра Селезнева на совещании, где «к Стасюку отнеслись как к спасителю». Еще бы! То, что не смогла сделать армия чиновников и дипломатов, в одиночку совершил генеральный директор малоизвестной фирмы «АйТи-Хаус».

сайт компании АйТи Хаус

У Василия Филипповича в руках был документ, в котором черном по белому сообщалось, что китайская компания Shandong Shanshui Cement Group Ltd. предоставляет ЗАО «АйТи-Хаус» квоту на закупку цемента в объеме 3,5 миллиона тонн. А Стасюк в свою очередь не против был оказать белорусским строителям помощь и уступить из этой квоты недостающие 1,2 миллиона тонн цемента.

Когда судья Центрального района Минска Валерий Есьман поинтересовался у подсудимого, как же ему удалось договориться с китайцами, Василий Филиппович намекнул: мол, не бесплатно, но сумму не назвал, сославшись на «коммерческую тайну». За взятку, что ли?

Как Вася-Стольник попал в кабинет министра — история до конца не выясненная. Но свидетель Николай Иванович в своих показаниях особо подчеркнул, что «люди с улицы» к министру попасть не могут. По его предположению, Селезневу Стасюка «порекомендовал кто-то из правительства». Знал бы Алексей Ильич, кому руку жмет, кого на совещания приглашает и внимательно слушает!

Достаточно было сделать запрос в МВД — и там сообщили бы, что некто «Василий Филиппович Стасюк, 1959 года рождения, уроженец с. Большие Катыши, Винницкой области (Украина), ранее неоднократно судимый, с начала 90-х находится в милицейской базе криминальных лиц, последняя судимость не погашена». Но выяснить личность «спасителя» никто не удосужился. Вместо этого министр Селезнев дал команду — «Поехали!». И отправил делегацию в КНР — договариваться о поставках цемента. В составе делегации — Николай Иванович, бывший в то время замом начальника одного из управлений, заместитель генерального директора Белорусского цементного завода и Василий Стасюк.

Из показаний свидетеля Николая Ивановича: «Акция была изначально безнадежная, расходы на транспортировку китайского цемента делали его дорогим, но начальство приказало, и мы поехали в Китай».

► К месту заметить, на конец 2007 года тонна цемента
на белорусском рынке стоила 81 доллар. Китайцы согласны были
продавать цемент Стасюку по 37 долларов за тонну.
По расчетам Василия Филипповича, которые он озвучивал
на министерских совещаниях, белорусским потребителям
за него нужно было бы платить уже как минимум по 140 долларов.
Арифметику Стасюка никто не удосужился проверить.
Поверили на слово.

В Китае переговоры прошли напряженно, но плодотворно. Китайские товарищи пошли навстречу белорусским строителям, согласились на разделение квоты ЗАО «АйТи-Хаус», но уже по 47 долларов за тонну. Минск дал добро на эту цену и между Белорусским цементным заводом и компанией Shandong Shanshui Cement был заключен контракт на поставку 1,2 миллиона тонн на общую сумму почти 60 миллионов долларов. Как говорится, бери и вези. Но самое главное — можно было уже отчитываться о решении проблемы, задолго до того, как она появилась.

Министерство архитектуры и строительства о ликвидации дефицита цемента проинформировало Совет министров, а правительство, очевидно, доложило президенту. Доподлинно известно, что 19 декабря 2007 года, отвечая на вопросы депутатов белорусского парламента, министр архитектуры и строительства Беларуси Александр Селезнев сообщил следующее: «Когда мы получили заявки всех ведомств, оказалось, что потребность в 2008 году составляет 5,4 миллиона тонн, а максимально мы можем произвести 4,3 миллиона тонн. Мы вышли с предложением и реализуем программу централизованной закупки недостающего цемента в Китае по 30-40 долларов за тонну. С учетом доставки, таможенных пошлин и НДС он будет конкурентоспособен».

Вскользь министр упомянул и о сложностях с доставкой китайского цемента. Его предполагалось доставлять морем в Клайпедский порт, который не был приспособлен для выгрузки такого сыпучего материала. Но об этих «сложностях» позже…

Василия Филипповича «несло» как Бендера

Василий Стасюк и Чжао Ли ПиньСтасюк тоже не бездействовал. У него была своя аудитория. Специально под проект поставки китайского цемента был создан сайт, на главной странице которого сообщалось, что «компания ЗАО «АйТи-Хаус» занимается оптовыми поставками китайского цемента марок Р.042.5R (ПЦ 400 ДО) и Р.052.5R (ПЦ 550 ДО)». В гостинице «Виктория» Василий Филиппович организовал презентацию своего грандиозного проекта по спасению строительной отрасли от цементного голода. А в феврале 2008 года Стасюк провел пресс-конференцию с участием генерального директора китайской цементной компании по продажам Чжао Ли Пинь (на фото он справа, Стасюк — слева).

Василия Филипповича «несло» на той встрече с журналистами как небезызвестного О.Бендера. Он обещал обеспечить дешевым китайским цементом не только Беларусь, но и все страны СНГ. Из сказанного Стасюком следовало, что реэкспорт цемента будет осуществляться через Министерство архитектуры и строительства «по довольно сложной схеме, которая в итоге принесет министерству и его предприятию прибыль в размере 50 миллионов долларов». Со слов Василия Филипповича выходило, что бум на цемент такой будет, что цена за тонну уже в 2008 году взлетит до 300-500 долларов.

«Спаситель» преследовал только одну цель — набрать побольше клиентов, заключить побольше договоров на поставку цемента, получить стопроцентную предоплату, а дальше…

Судя по тому, что две белорусские фирмы проходят по этому уголовному делу в качестве потерпевших, и они ни одного килограмма цемента от Стасюка не получили, такая же участь могла ожидать и других партнеров Васи-Цемента. Правда, сам он со скамьи подсудимых во всем винит… Министерство архитектуры и строительства: мол, это они напортачили.

Расчет просчета без последствий

Нашлись в этом ведомстве светлые головы, которые решили просчитать транспортную логистику поставок китайского цемента. Посчитали — за голову схватились.

В конечном итоге цена тонны китайского цемента, дошедшего морем до порта Клайпеды, составляла бы уже 190 долларов. На территории Беларуси этот стройматериал дорожал еще на полсотни долларов. При том, что было непонятно, как его и на чем вообще везти из Китая, как цемент разгружать в порту, где не было специального оборудования, и как доставлять в Беларусь при огромном дефиците специальных железнодорожных вагонов. Более того, срок годности цемента составляет всего 60 суток, а по самым скромным подсчетам, на его доставку из Китая требовалось в лучшем случае 45 суток, в худшем — все 70. В Беларусь бы приехал не строительный материал, а строительный мусор…

Министерство дало команду Белорусскому цементному заводу контракт не исполнять. Последнему очень повезло. Во-первых, никакой предоплаты договор не предусматривал, а потому авансом китайской компании БЦЗ перечислений не делал. Во-вторых, по неизвестной причине китайцы не предусмотрели штрафных санкций за неисполнение части контракта либо его полный срыв белорусской стороной. В противном случае неустойка могла составить 5-6 миллионов долларов. И Василий Филиппович был бы тут уже ни при чем.

► Самое смешное во всей этой драме с элементами комедии то,
что никакого дефицита цемента в Беларуси не было вообще.
Как потом оказалось, потребности в этом стройматериале
определялись по заявкам потребителей.
Отечественные предприятия использовали
советский подход к делу:
«Проси больше, чем тебе надо, получишь — в самый раз».

Как пояснил в суде бывший работник министерства Николай Иванович, из-за ажиотажа на пустом месте были прекращены экспортные поставки белорусского цемента. В результате наши производители потеряли зарубежные рынки сбыта, ибо освободившееся место пустовало недолго. Но это уже совсем другая история...

Вернемся в зал суда.

В ходе судебных прений государственный обвинитель назвал подсудимого Стасюка социально опасной личностью, которая на путь исправления не становится, и предложил отправить Василия Филипповича в места лишения свободы на 12 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Стасюк свое последнее слово еще не сказал. К нему он сейчас готовится в следственном изоляторе. Оглашение приговора ожидается на следующей неделе.