Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Зачем белорусу генетический паспорт?
    Беларусь входит в число мировых лидеров по распространенности генетической мутации, приводящей к тугоухости. Эту мутацию в геноме несет каждый 17-й житель страны.
  2. Зеленый город. Нужно ли омолаживать деревья до голого ствола?
    Обрезка, после которой дерево превращается в столб, неприемлема, считают биологи…


Общество

О гендерном равенстве в Беларуси вспоминают только в СИЗО?


27 января в Женеве белорусское правительство отчитывалось в Комитете CEDAW ООН о соблюдении в стране Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А 24 января там же был представлен Альтернативный отчет, подготовленный независимыми женскими организациями.

гендерное равенство
О выполнении Конвенции CEDAW правительства присоединившихся к ней стран должны отчитываться в ООН каждые четыре года. Последний раз Беларусь отчитывалась в 2004 году. В отличие от официального отчета, который делается по всем статьям конвенции, альтернативную информацию можно предоставлять лишь по нескольким направлениям.

Как правило, доклады неправительственных организаций Комитет слушает раньше, чтобы иметь возможность задать «наболевшие» вопросы официальной делегации.

Как отмечает Людмила Петина, председатель общественного объединения «Женское независимое демократическое движение», которое организовало подготовку альтернативного отчета, за период 2002-2007 годы в Беларуси не произошло прогресса в решении гендерных проблем.

В 2005 году завершилось действие Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства, который, по ее словам, так и не был выполнен, а Национальный совет по гендерной политике при Совете министров последние четыре года почти не работал. Кроме того, несмотря на рекомендации Комитета CEDAW, власти так и не приняли закон о гендерном равенстве, в котором давались бы четкие определения прямой и косвенной дискриминации, и закон о противодействии домашнему насилию, не появилось в Беларуси и системы защиты жертв домашнего насилия.


Когда закончится домашнее насилие?

«Проблема женского насилия озвучивается государством, но ничего не делается для ее решения», — утверждает Людмила Петина. По результатам социсследований, 75% белорусских женщин сталкивались с различными формами насилия — физическим, психологическим, экономическим. Около 30% женщин хотя бы раз в жизни испытали физическое насилие.

«В конце ноября прошлого года министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина провела собрание Национального совета по гендерной политике, где рассматривался вопрос о принятии законов о гендерном равенстве и противодействию насилию. Тогда из уст присутствующих и самой Щеткиной звучало, что нам не нужны эти законы, поскольку придется менять всю правовую базу и создавать институциональные механизмы. А никто этим ради женщин заниматься не будет», — подчеркнула эксперт.

По ее словам, белорусское законодательство оставляет насилие в семье безнаказанным — виновнику назначаются, как правило, штрафы, что наносит ущерб только семейному бюджету. К тому же существуют сложности с доказательной базой: женщина должна привести свидетелей насилия, хотя модельный закон не требует таких доказательств.


Образованные, но слишком бедные женщины

В альтернативном отчете правозащитницы затронули и проблему женской бедности. По словам Петиной, высшее образование имеют более 60% белорусских женщин и менее 40% мужчин, среди специалистов почти 75% составляют женщины и 25% — мужчины. Уровень образованности женщин постоянно растет, однако это не решает их проблем на рынке труда. Число женщин, занимающих руководящие посты, за 2002-2007 гг. снизилось с 9% до 2%, их стало в 10 раз меньше, чем мужчин.

«Неработающих женщин у нас практически нет. Но работа — это не выбор женщины, а необходимость, поскольку экономическая безопасность семьи чаще всего зависит от женщины», — отмечает Петина.

На рынке труда продолжают существовать стереотипы, что мужчины — кормильцы, им нужно доплачивать. В феминизированных сферах, как правило, очень низкие ставки, поэтому все привыкли, что женщины работают на полторы-две ставки, отмечает Петина. В Беларуси, по ее словам, такая ситуация не воспринимается как социальная несправедливость, и даже статистика делается на основе общего заработка, а не первоначально установленной ставки.

«Мы проводили исследование в различных городах Беларуси. И почти во всех фокус-группах женщины говорили, что добиться повышения ставок, улучшить свое положение невозможно», — отмечает эксперт.

«Хотя выступая на сессии Комитета CEDAW в Женеве Щеткина заявила, что средняя зарплата в системе здравоохранения Беларуси — 720 долларов. Кто имеет такую зарплату? Из чего она состоит?», — удивляется Петина.


Крест на карьере и «крестик» на родах

По мнению Людмилы Петиной, официальная позиция государства нацелена на решение демографической проблемы, и «многие считают, что женщины заняты карьерой и не хотят рожать детей».

«В одном из своих выступлений Александр Лукашенко заявил, что население нужно увеличить до 20-30 млн. человек. Но у нас более 75% беременных имеют те или иные патологии. Для большинства белорусок рождение одного ребенка становится проблемой. Поэтому для выполнения такой задачи каждой из них придется родить по семь-восемь детей. Это же утопия», — отмечает эксперт.

Низкая рождаемость является общеевропейской проблемой, утверждает Петина, но «на Западе она решается не повышением рождаемости, а улучшением качества жизни каждой семьи».


Защитные инстинкты белорусской делегации

По словам председателя правления просветительского учреждения «Центр правовой трансформации» Елены Тонкачевой, в Женеве членам официальной белорусской делегации задавались вопросы о качестве белорусской статистики, которая во многих направлениях является гендерно нечувствительной.

«Члены правительства не смогли ответить на дополнительные вопросы по поводу участия женщин в избирательной кампании. Например, какой процент женщин был среди проголосовавших на выборах. Этих данных просто не было», — сказала Тонкачева.

По ее словам, когда делегация рассказывала о высоком проценте женщин в белорусском парламенте, члены комитета задали вопрос, к каким партиям относятся эти женщины. На этот вопрос белорусское представительство также не смогло ответить.

Кроме того, членам правительства были задан вопрос, не считают ли они наличие статьи 193.1 Уголовного кодекса (деятельность от имен незарегистрированной организации) препятствием для развития общественных организаций и их взаимодействия с госорганами. «Ответы правительства были бессодержательными: говорили, какой закон есть, таким он должен и выполняться», — сказала Тонкачева.

По ее словам, министр труда и соцзащиты в целом была качественным спикером, хорошо информированным по всем вопросам отчета и признавала существование проблем. «Это хороший сигнал, дающий надежду», — отмечает эксперт.

Однако, как добавила Людмила Петина, официальная делегация отчитывалась, в основном, не фактами, а планами на будущее. «30-минутный отчет был пустым и не раскрыл положение женщин в Беларуси. Из 16 вопросов ответили только на шесть», — сказала она.


Женщины в тюрьме

Как рассказала Елена Тонкачева, с представителями Комитета CEDAW обсуждались и события, произошедшие в Минске 19 декабря, поскольку треть задержанных участников акции были женщинами. «Обсуждались условия содержания женщин в СИЗО, использование насилия при задержании, судебные процессы. Говорили об Ирине Халип, Наталье Радиной и Анастасии Положанко, которые на тот момент еще находились в СИЗО КГБ», — сказал эксперт.

По ее словам, членам официальной белорусской делегации пять раз задавали вопрос о гражданских активистах-женщинах, однако прямых и информативных ответов не посоедовало.

Начальник отдела прав человека управления гуманитарного сотрудничества Министерства иностранных дел Евгений Лазарев, по словам, Тонкчевой, позволил себе достаточно резкий комментарий: «К женщинам этим, которые совершили тяжкое уголовное преступление, там [в СИЗО] относятся так же, как к мужчинам, чтобы вы нас потом не обвинили в том, что мы нарушаем Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».


Решение проблемы

По словам Петиной, Беларусь получила от ООН большие средства на решение проблем гендерного неравенства. «Сейчас очень важно, как они будут потрачены, будут ли привлекаться в проект общественные организации. Если не будет принят закон, и средства уйдут на информационную кампанию, проект уйдет, а проблемы останутся»,— отметила она.

К тому же сейчас формируется Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы, в котором будут учитываться и рекомендации Комитета CEDAW, однако остается неизвестным, когда начнется реализация плана, поскольку один месяц пятилетки уже прошел…

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Мужчины и женщины изначально не равны биологически. Они не могут выполнять одни и те же функции. Мужчина - добытчик, женщина - хранительница домашнего очага, это заложено природой, доказано Дарвином. с 2004 года население страны уменьшилось почти на 1 миллион, если так будет продолжаться, то за 50 лет почти никого не останется, заполонят нашу страну негры и китайцы, ведь они то размножаются как тараканы и им скоро негде жить будет. Поэтому пахать должны мужики, а женщины должны рожать детей и побольше 3-4 как минимум. Проблема не в дискриминации женщин, у нас проблема в мужиках, почти все бухают как проклятые (это единственное их времяпровождение). А ведь зарабатывать должны мужчины. А что в действительности: мужики пашут до 21 часа, женщины тоже на полторы ставки, чтобы денег на жизнь хватало, а детей не то что рожать некогда, их просто делать некогда. Вот. ели бы все мужчины достаточно зарабатывали, чтобы содержать жену и трое детей, то не пришлось бы женщинам "шпалы укладывать". Нам надо решать демографическую проблему собственными силами, а не методом заполонения страны чурками. Женщины и мужчины разные и это не дискриминация. Общества, выступающие за равенство полов, ведут к омужествлению женского пола, к потере их привлекательности и женственности, а в последствии и основной их функции (уже не секрет. что в связи с этим. и не только, у многих тяжело получается зачать детей). Железная бизнес леди ни у кого из мужчин не вызывает теплых чувств.
  • Странно,борются за равные права для женщин,но требуют отдельных условий содержания в СИЗО. Логики в упор нету. ЗЫ Сидеть дома - варить борщ!