Прокуроры согласились, что белорусская тюрьма — ад

Но органы выступают за ужесточение условий предоставления УДО…

 

20 апреля заместитель генпрокурора Алексей Стук перед началом коллегии главного надзорного ведомства сообщил БелаПАН, что Генеральная прокуратура Беларуси выявила многочисленные нарушения законодательства, регулирующего материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы в колониях и лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.

По его словам, в исправительных колониях, СИЗО не соблюдаются нормы жилой площади на одного человека. Лимит численности некоторых исправительных учреждений, установленный МВД, завышен и не соответствует реальной вместимости жилых помещений. Особенно серьезна эта проблема в колониях № 8 (Орша), № 9 (Горки) и № 11 (Волковыск). Согласно нормативам, на одного человека в исправучреждениях должно быть не менее 2 кв. м жилого помещения, в СИЗО — 2,5 кв. м.; в колониях для несовершеннолетних — 3,5 кв. м, для беременных женщин и женщин с детьми — не менее 4,5 кв. м.

В то же время, как отметил Стук, в трех вышеназванных колониях при нормативе в 2 кв. м показатели составляли 1,2—1,9 кв. м. В колонии № 8 превышение численности заключенных доходило до 485 человек. В нарушение нормативов в исправучреждениях спальные места устанавливались в три яруса.

При этом заместитель генпрокурора особо подчеркнул, что проблема перенаселения касается только некоторых исправучреждений, а не всей пенитенциарной системы страны. По данным на 1 апреля, в местах лишения свободы в Беларуси находилось 31.750 заключенных.

Алексей Стук также отметил проблему недостатка в ряде колоний мест для краткосрочных и длительных свиданий. По его словам, согласно нормативам, на 1.000 осужденных необходимо иметь 24 комнаты для свиданий. В пенитенциарной же системе Беларуси, есть факт, когда в исправучреждении, в котором содержится 2,5 тысячи человек, таких комнат имеется только 14.

Заместитель генпрокурора сообщил, что практически во всех исправучреждениях и СИЗО выявлены нарушения правил противопожарной безопасности, факты несвоевременного обеспечения осужденных вещевым довольствием. В отдельных колониях установлены завышенные торговые надбавки в магазинах на товары первой необходимости. Установлено несоблюдение санитарно-гигиенических норм. По его словам, в колониях не хватает медицинского оборудования и медперсонала.

Стук заявил, что, согласно принятой в прошлом году Концепции совершенствования мер уголовной ответственности, страна должна обеспечить нормы содержания заключенных в соответствии с международными стандартами.

Но при этом чиновник заявил, что в целях борьбы с рецидивной преступностью правоохранительные органы ужесточили критерии отбора кандидатов на условно-досрочное освобождение (УДО) из мест лишения свободы и на замену наказания более мягким.

По его словам, администрации колоний, которые направляют в суд ходатайства об УДО в отношении конкретных заключенных, должны обосновать то, что человек "готов к правопослушному поведению и не совершит нового преступления, находясь на свободе". Судя по словам Стука, более требовательно к данному процессу уже относятся как администрации исправучреждений, так и прокуроры и судьи.

По данным Генпрокуратуры, принятые меры привели к сокращению количества лиц, условно-досрочно освобожденных из исправительных колоний в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 41% — с 4.894 до 2.868. Число граждан, покинувших колонии в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким сократилось с 6.966 до 4.120, или на 31%.

За 2 месяца 2011 года из колоний условно-досрочно были освобождены 274 человека, что почти вдвое меньше, чем за аналогичный период 2010 года, неотбытая часть наказания заменена более мягким 460 заключенным. Это в полтора раза меньше показателя за 2 месяца 2010 года.

"Количество преступлений, совершенных этими лицами сократилось в 2010 году по сравнению с 2009 годом примерно в пять раз", — сообщил заместитель генпрокурора.