Минприроды продолжает скрывать правду о проекте белорусской АЭС

Беларусь соблюдает международные экологические конвенции при реализации проекта белорусской АЭС, уже не раз заявляли официальные лица. Однако...

Беларусь соблюдает международные экологические конвенции при реализации проекта белорусской АЭС, уже не раз заявляли официальные лица Министерства природных ресурсов и окружающей среды. Однако эти заявления противоречат официальной информации органов этих конвенций.

Минприроды продолжает скрывать правду о проекте белорусской АЭС

Так, Вейт Коэстер, председатель Комитета по соблюдению Орхусской конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» рассказал Naviny.by, что Беларусь нарушила эту конвенцию в отношении строительства своей атомной электростанции. А в июне этого года Комитет по исполнению конвенции Эспоо «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» по жалобе Литвы открыл дело о нарушениях, связанных с белорусской АЭС.

Представители Минприроды отрицают выводы органов международных конвенций

На пресс-конференции, прошедшей на прошлой неделе в Минске, замминистра природных ресурсов и окружающей среды Виталий Кулик заявил, что Комитет по соблюдению Орхусской конвенции во время 4-го Совещания сторон этой конвенции в Кишиневе, прошедшего с 27 июня по 1 июля этого года, не делал заключения о нарушениях Беларуси, относящихся к строительству АЭС. «Такого решения там не было по белорусской атомной станции», — сообщил он журналистам.

Пресс-секретарь Минприроды Елена Пенязь, возглавлявшая белорусскую делегацию на кишиневском совещании, сообщила журналистам, что вопрос белорусской АЭС не рассматривался во время этого мероприятия. «Конкретно вопрос про то, что у нас есть нарушения по АЭС, не поднимался вообще на совещании», — заявила Елена Пенязь.

Однако, как рассказал Naviny.by председатель Комитета по соблюдению Орхусской конвенции Вейт Коэстер, на 33-м заседании комитета, прошедшем 28 июня во время Совещания Сторон этой конвенции в Кишиневе, было принято решение о нарушении Беларусью положений Конвенции при реализации проекта АЭС. И хотя по процедурам ЕЭК ООН это решение не было вынесено для одобрения на 4-е Совещание Сторон, Вейт Коэстер считает, что Беларусь уже сейчас может приступать к его исполнению, поскольку была о нем уведомлена и не выразила никаких возражений.

«Заключение Комитета о нарушении Орхусской конвенции при реализации проекта белорусской АЭС уже находится в законной силе и имеет действие до следующего Совещания сторон. Беларусь уже сейчас должна будет предпринимать действия, она получила проект данного заключения и не сказала нам, что не согласна с ним».

Неоправданный оптимизм Виталий Кулик выразил и по поводу конвенции Эспоо. Он выразил уверенность в том, что Беларусь точно исполняет эту конвенцию в отношении проекта белорусской АЭС, а Комитет по ее исполнению благожелательно относится к Беларуси и наверняка не станет уличать ее в нарушениях.

«Мы все делаем в соответствии с конвенцией Эспоо. И мы выполняем все процедуры — уведомление, слушания, консультации, все в точности, и то, что там вопросы какие-то возникают дополнительно, мы будем на них давать ответы», — сказал Виталий Кулик.

Однако Комитет по исполнению Конвенции Эспоо уже второй год ведет сбор информации о реализации проекта белорусской АЭС по жалобе ровенской общественной организации «Экоклуб» и в начале этого года уже направил Беларуси рекомендации, связанные с белорусской АЭС. При этом переписка белорусского Минприроды с Комитетом по соблюдению конвенции Эспоо ведется отнюдь не потому, что Беларуси дают советы, как улучшить ее якобы безупречную практику реализации проекта атомной электростанции, как это пытаются представить сотрудники Минприроды. Комитет по исполнению конвенции Эспоо принял на своем заседании, прошедшем с 11 по 13 января в Женеве, и направил Беларуси рекомендации, поскольку нашел несоответствия положениям Конвенции, допущенные во время консультаций с другими странами по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС.

В частности, Комитет был обеспокоен тем, что предварительная и окончательная документация ОВОС белорусской АЭС существенно отличались. В своем письме ровенскому «Экоклубу» Комитет отметил, что это может быть отражением более общих системных несоответствий.

Кроме того, Комитет рекомендовал Беларуси обеспечить окончательной документацией об ОВОС затрагиваемые страны и дать им адекватное время на комментарии. Это должно быть сделано до принятия окончательного решения о строительстве белорусской АЭС.

«Эти замечания были получены, и Минприроды направило странам один и тот же текст отчета об ОВОС и ответило на их вопросы в течение полутора месяцев», — прокомментировал для Naviny.by начальник отдела экологической экспертизы Минприроды Беларуси Александр Андреев.

Однако главное пожелание Комитета Беларусь все же не выполнила, так как до завершения консультаций с соседними странами она приняла решение и начала строительство АЭС, и, при этом, не собирается его менять.

В июне этого года Комитет по исполнению Эспоо открыл дело по жалобе Литовской Республики о несоблюдении Беларусью положений Конвенции при реализации проекта белорусской АЭС. В декабре этого года, что подтвердил Александр Андреев, Беларусь должна будет дать комитету объяснения по этому делу.

Юрист Европейского Экофорума Андрей Андрусевич считает, что в процессе расследования Комитет может признать серьезные нарушения Конвенции и даже может дать Беларуси рекомендацию приостановить работы по реализации проекта белорусской АЭС.

ОО «Экодом» «прописали» в Украине и «дали» ему электронную копию документации по белорусской АЭС

На пресс-конференции, посвященной белорусской АЭС, замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виталий Кулик неверно изложил не только суть основных событий, но и их детали.

Так, отвечая на вопрос корреспондента радио «Рацыя» о том, как соседние страны относятся к белорусской АЭС, замминистра уверенно заявил, что Латвия и Польша, а также Австрия не имеют вопросов к проекту белорусской АЭС, и только Украина и Литва выразили свои претензии. И то, по словам, Кулика, не официальный Киев был против, а украинская общественная организация «Экодом». Но при этом Виталий Васильевич не только дал не соответствующую действительности оценку, но и «прописал» белорусское общественное объединение «Экодом» в Украине.

В действительности, на слушаниях в Австрии по Оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС, прошедших в мае прошлого года в Вене, данному документу была дана негативная оценка. Было опубликовано и передано белорусской стороне Заключение о недостатках документации ОВОС белорусской АЭС, выполненное австрийскими специалистами по заказу Министерства окружающей среды Австрии. Об этом замглавы Минприроды Беларуси почему-то не сказал.

Но представители Минприроды не только умалчивали факты, но и давали не соответствующую действительности информацию. Так, Виталий Кулик сообщил журналистам о том, что общественное объединение «Экодом» получило от Минприроды электронную версию полной документации ОВОС. Однако, как пояснила Naviny.by председатель совета ОО «Экодом» Ирина Сухий, эта документация не была передана этой организации по ее запросу, что явилось предметом судебного рассмотрения и было признано как нарушение в заключении Комитета по соблюдению Орхусской конвенции.

Ядерная энергетика якобы «самая чистая», а воздействие белорусской АЭС «не выйдет за ее пределы»

Виталий Кулик в своем выступлении на пресс-конференции назвал ядерную энергетику самой чистой. «Моделирование в составе ОВОСа всех проектных аварий на белорусской АЭС показывает, что за территорию станции воздействия не будет», — сказал он журналистам. Если на минуту предположить, что это могло бы быть правдой, неясно, зачем нужно проводить консультации в соседних странах по воздействию белорусской АЭС, называя их «затрагиваемыми»?

Конвенция Эспоо именно потому предписывает консультироваться с затрагиваемыми странами по поводу воздействия АЭС, что общемировая практика показывает обратное — воздействие атомной станции может распространиться на тысячи километров, достигая достаточно удаленных территорий, это подтверждают примеры Чернобыля и Фукусимы. Утверждения о том, что нигде прежде не реализованный проект АЭС-2006, выбранный для белорусской АЭС, не окажет никакого воздействия за пределами промпрощадки атомной станции, голословны, так как нет ни практики эксплуатации этого проекта, ни адекватных расчетов — об этом говорится в заключении австрийских экспертов.

О чистоте ядерной энергетики говорить не приходится даже в безаварийном режиме их эксплуатации. Об этом свидетельствует документация ОВОС, где приводится подробный состав штатных (или лицензированных) выбросов АЭС, включающий не только радионуклиды, но и химически активные вещества. Аварии же в Чернобыле и Фукусиме демонстрируют недопустимость заявлений о чистоте ядерной энергетики.

Незнание или сознательная дезинформация?

Можно было бы предположить, что белорусская делегация не проинформирована о последствиях аварий в Чернобыле и Фукусиме, также как и о заключении Комитета по Соблюдению Орхусской конвенции о нарушениях, связанных с белорусской АЭС. Однако это вызывает большие сомнения. Беларусь была официально уведомлена о данном решении и ознакомлена с его предварительной версией, а на сайте Орхусской Конвенции и в повестке дня Совещания значилось рассмотрение вопроса по белорусской атомной станции на 33-м заседании Комитета. С этой повесткой дня белорусские делегаты должны были ознакомиться, участвуя в Совещании.

Эти и другие детали, такие как официальная переписка стран и органов двух конвенций с белорусским Минприроды, встречи представителей Минприроды с членами Комитета по соблюдению Орхусской конвенции подтверждают тот факт, что сотрудники Минприроды владеют информацией, связанной с проектом белорусской АЭС. Однако по какой-то причине они скрывают ее от белорусских журналистов и общественности, делая хорошую мину при плохой игре.