Как попасть в тюрьму?

Сажать в Беларуси стали реже, но на более длительные сроки...

 

Департамент исполнения наказаний МВД посчитал «нецелесообразным» обеспечивать доступ представителям общественных организаций в места лишения свободы.

Такой ответ — без комментариев и ссылок на нормативные документы — получило информационно-просветительское учреждение «Платформа» на свое обращение в ДИН МВД. При том, что в своем письме официально зарегистрированная общественная организация взывала: нет никаких препон для того, чтобы ее члены могли по доброй воле посещать места не столь отдаленные.

Действующее белорусское законодательство и нормативно-правовые акты международного права, ратифицированные Республикой Беларусь, предусматривают участие общественных организаций в осуществлении контроля и оказании содействия в работе органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности. Беларусь является участником Международного Пакта о гражданских и политических правах и Конвенции ООН против пыток — двух особо важных международных документов с точки зрения соблюдения условий содержания заключенных.

Более того, в ноябре минувшего года Комитет ООН против пыток, рассмотрев периодический доклад Беларуси о выполнении Конвенции ООН о запрещении пыток и других видов жестокого и бесчеловечного обращения, призвал ее как «государство-участника предоставить доступ независимым правительственным и негосударственным организациям в места заключения». Однако у временно исполняющего обязанности начальника ДИН МВД Сергея Проценко, подписавшего «отказное» письмо на запрос ИПУ «Платформа», оказалось собственное мнение по поводу исполнения как международных договоров, так и внутренних белорусских законов. Например, Уголовно-исполнительный кодекс РБ не препятствует общественным организациям «осуществлять контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности».

ИПУ «Платформа» расценивает такой отказ как свидетельство того, что пенитенциарная система Беларуси по-прежнему остается одной из самых закрытых исполняющих наказание систем в мире. В адрес «Платформы» постоянно поступает информация о нарушениях закона и применения к осужденным различных методов и способов воздействия, идущих вразрез со всеми действующими нормативными актами. Вывод ДИН о «нецелесообразности» участия общественных организаций в осуществлении контроля и оказании содействия в работе органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, противоречит требованиям закона и безусловно нуждается в прокурорской проверке, считают правозащитники. «Платформа» намерена обжаловать отказ Департамента исполнения наказаний в обеспечении доступа ее представителям в места лишения свободы в Генеральную прокуратуру.

Следует заметить, что вот уже почти пять лет при Министерстве юстиции действует Республиканская общественная наблюдательная комиссия, осуществляющая контроль за соблюдением прав осужденных. Эпизодически на сайте Минюста появляются краткие отчеты этой организации о посещении мест лишения свободы. Судя по ним, в белорусских зонах вполне приемлемые условия содержания, которые соответствуют установленным нормам, а «жалоб и нареканий на работу администрации не поступало».

Пожалуй, самый проблемный момент члены комиссии выявили при посещении в марте 2011 года ИК-8 в Орше. Там представители Республиканской общественной наблюдательной комиссии выявили превышение лимита содержания осужденных: колония рассчитана на 2000 сидельцев, а в наличии имелось 2513 осужденных. По результатам посещения ИК-8 члены комиссии сделали вывод, что «превышение лимита осужденных приводит к ухудшению условий их содержания» и приняли решение просить МВД, «по возможности, не увеличивать численность осужденных в учреждении». Хотя, в данном случае, «просить» следовало бы другую структуру…

Кстати. В Генеральной прокуратуре, например, считают, что суды неоправданно часто применяют наказание в виде лишения свободы. По данным на первое полугодие 2011 года, суды в 30% случаев назначают наказание в виде лишения свободы, а доля совершивших менее тяжкие преступления среди обитателей мест лишения свободы превышает 84%. Содержание одного заключенного стоит государству 430 тысяч рублей в месяц. Всего в белорусских колониях и тюрьмах находится около 38 тысяч заключенных и еще примерно 7 тысяч — в системе СИЗО. Только на содержание зэков бюджет ежемесячно тратит свыше 16 млрд. рублей.

По судебной статистике, за последние годы количество осужденных сокращается. По данным 2010 года, судами первой инстанции осуждено 61 054 лиц, из них с лишением свободы — 15 189. А в 2007 году число осужденных составило 70 996, из которых в колониях и тюрьмах «прописали» 18 082 человека. Динамика вроде положительная, но карательная линия проявилась в другом сегменте. За последние шесть лет срок лишения свободы на одного осужденного вырос в среднем с 6 до 8,8 года для мужчин и с 4,6 до 5,8 года для женщин. То бишь, садить стали реже, но на более длительный срок.