Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Протестный потенциал белорусов не исключает новой Плошчы
    В 2014 году исследователи зафиксировали 127 акций протеста. По сравнению с 2013 годом количество публичных акций возросло на 26%...
  2. День Воли-2015. Онлайн-репортаж
    25 марта демократическая общественность Беларуси отмечает 97-ю годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики...


Общество

Взрыв на «Пинскдреве»: жертвоприношения на алтарь плановых показателей


21 февраля в Пинске в судебном процессе по взрыву на СООО «Пинскдрев-ДСП» начнутся прения сторон. Гособвинение и адвокаты будут выступать по существу дела, обращая внимание суда только лишь на материалы следствия, не выходя за рамки правового поля…



Напомним, суд начался 13 декабря 2011 года. Дело слушается Брестским областным судом, перед которым в качестве обвиняемых предстали бывшие главный инженер ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимир Шестаков, директор СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонид Логвин и главный инженер этого же предприятия Игорь Логвин. Леонид Логвин обвиняется по ч. 2 ст. 428 УК («Служебная халатность», санкция до 5 лет лишения свободы), двум другим обвиняемым инкриминирована ч. 3 ст. 304 («Нарушение правил пожарной безопасности», до 7 лет лишения свободы).

Суть предъявленных им обвинений ограничивается десятком слов — создание без проектной документации пожароопасного производства по выпуску древесных топливных пеллет. В результате 25 октября 2010 года на заводе произошел взрыв. В общей сложности пострадал 21 работник предприятия: 2 человека погибли на месте, еще 12 скончались в больницах Пинска, Бреста и Минска. Пятеро из пострадавших остались инвалидами. Ущерб составил почти 4 миллиарда рублей. Трагедия сопоставима с терактом 11 апреля 2011 года, с той лишь разницей, что природа ее имеет производственное происхождение с активным вмешательством так называемого руководящего человеческого фактора.


Хоть душу на экспорт, но продай!

Относительно спокойная жизнь любого руководителя белорусского предприятия определяется выполнением аж 16 прогнозных показателей. Выполнил все пункты — молодец, честь тебе и хвала. Не дотянул до плана, сорвал хотя бы один из пунктов — готовься, могут, что называется, по стенке размазать. Особо же поощряются достижения в плане по освоению выпусков новых видов экспортно-ориентированной продукции, благодаря которой в страну попадает валютная выручка.

Согласно программе развития ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» для завода ДСП был разработан бизнес-план по производству древесных топливных гранул, или как их еще называют — пеллет.

пеллеты
Справка Naviny.by. Древесные пеллеты (гранулы) изготавливаются из опилок, щепы и других отходов деревообработки. На производство одной тонны гранул уходит 4-5 кубометров древесных отходов. Топливные гранулы — экологически чистое топливо с содержанием золы не более 1,5%. При сжигании гранул в атмосферу выбрасывается ровно столько СО2, сколько было поглощено растением во время роста. Топливные гранулы отличаются от обычной древесины высокой сухостью (8-12% влаги против 30-50% в дровах) и большей — примерно в полтора раза — плотностью. Теплоотдача пеллет сопоставима с углем и составляет 4200…4500 ккал/кг. При сжигании 1 тонны пеллет выделяется энергия, сопоставимая со сжиганием 1,6 тонны древесины, 480 куб. газа, 500 литров дизельного топлива или 700 литров мазута.

Стоимость тонны пеллет доходит до 140 долларов. Первую линию по производству древесных топливных гранул мощностью до двух тысяч тонн в месяц СООО «Пинскдрев-ДСП» купило в Германии и установило в 2007 году. Ее монтаж осуществляли польские специалисты. Вторую линию доводили до ума силами собственных кадров, но на баланс предприятия ее так и не взяли. Как сообщает сайт газеты «Вечерний Брест», до взрыва 25 октября 2010 года линия эксплуатировалась в режиме пуско-наладочных работ. Однако план производства «валютных» топливных гранул спускался с учетом работы двух линий с ежемесячным ростом выпуска.


Кто прикрывал гендиректора?

В гонке за плановым процентом показателя игнорировались все технологические регламенты. Как итог — «плановая» техногенная катастрофа, за последствия которой, видимо, ответят стрелочники. Обвиняемые Шестаков и Логвины в этой драме сыграли роль рядовых исполнителей, которые не могли перечить вышестоящему начальнику. А им, как известно, являлся теперь уже бывший генеральный директор холдинга Лоран Аринич, чудным образом скрывшийся от следствия. На него теперь и вешают всех собак.

В докладной записке Совета безопасности указываются выводы межведомственной комиссии по установлению причин и условий возникновения взрыва в СООО «Пинскдрев-ДСП». А именно:

«Л.С. Аринич в среде своих коллег и подчиненных характеризуется как авторитарный руководитель… Игнорирование руководством ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» предписаний государственных контролирующих органов, в первую очередь государственного пожарного надзора, в значительной мере обусловлено личной убежденностью в безнаказанности в связи с наличием влиятельных связей в различных государственных органах как местного, так и республиканского значения».

Под занавес судебного следствия адвокаты заявили ходатайство о приобщении к материалам дела заявления трудового коллектива ЗАО «Холдинговая компания Пинскдрев» в поддержку обвиняемых. В частности, в документе сообщается:

«Ни Логвин Л.Н., ни Шестаков В.В., ни тем более Логвин И.А. не могли повлиять и не могли изменить политику генерального директора в области охраны труда, пожарной безопасности, совершения сделок, закупки оборудования, его размещения, изготовления проектной документации и т. д., поскольку уставом общества закреплено обязательное исполнение и обязательное подчинение для всех нижестоящих должностных лиц как письменным, так и устным распоряжениям генерального директора, за малейшее неисполнение которых последовало бы увольнение.

На положение дел в области охраны труда и пожарной безопасности в ЗАО не могли повлиять надзорные органы и высшие должностные лица города, поскольку генеральный директор Аринич Л.С., имея связи во влиятельных кругах, не допускал вмешательства в свою деятельность и методы руководства».

Примечательно, что и Совбез, и «трудовой коллектив» оставили за кадром «производственную» составляющую трагедии и, словно сговорившись, сконцентрировались на демонизации личности Лорана Аринича, якобы имевшего «связи во влиятельных кругах» даже «республиканского значения».

Но тогда почему народ не знает имена этих «героев» из «влиятельных кругов»? Видится только один ответ: да потому, что тот, кто их мог публично назвать, сегодня недосягаем для белорусского правосудия. И за все придется отвечать крайним, не имеющим таких связей.

Кстати. В июле-августе 2011 года, когда стало известно, что Лоран Аринич убыл в неизвестном направлении, в адрес холдинга посыпались претензии от российских потребителей, у которых возникли проблемы с фирмой под странным названием «Лоранмебель», позиционировавшей себя как официального представителя «Пинскдрева» в Москве. Новому руководству белорусского холдинга пришлось официально заявить, что таких партнеров оно знать не знает. Похоже, что у следствия по взрыву на заводе ДСП могли появиться к бывшему гендиректору и вопросы по этому факту…

Оценить материал:
Средний балл - 4.67 (всего оценок: 6)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Надо же, какой бардак творился на Пинскдреве. Но на других гос-предприятиях ничего подобного, надо понимать, нет и в помине. Там руководство неукоснительно соблюдает пожарную безопасность и борется за здоровье рабочих. По крайней мере, проверки, которые прошли после взрыва, выявили нарушения только на Пинскдреве. А реальность, такова, что следующий взрыв, аналогичный пинскому - это вопрос не "если", а "когда".