Взрыв на «Пинскдреве»: первый приговор огласили. Будет ли второй?

Многие пострадавшие считают, что пока перед судом не предстанет бывший гендиректор, это дело нельзя считать завершенным…

 

Более четырех часов судья Брестского областного суда Андрей Курисюк оглашал приговор по уголовному делу  о взрыве 25 октября 2010 года на СООО «Пинскдрев-ДСП». Но в многостраничном тексте практически ни разу не упоминалась фамилия человека, которого в Пинске считают главным виновником трагедии...

Последствия взрыва на СООО «Пинскдрев» 25 октября 2010 года

Даже при зачтении выдержки из заключения комиссии Госинспекции труда «О массовом несчастном случае», которая назвала конкретных должностных лиц, виновных в производственной трагедии, фамилия Аринич «потерялась». (Именно на этом основании против них были возбуждены уголовные дела.) Шестаков и Логвины есть в документе, а вместо Лорана Аринича только его должность – генеральный директор ЗАО «ХК «Пинскдрев». Создалось впечатление, что весь приговор был выстроен так, что обвиняемые как раз и были виновны в том, что не только недобросовестно выполняли свои должностные обязанности, касающиеся непосредственно производства, но и игнорировали приказы и распоряжения главы холдинга относительно соблюдения правил противопожарной безопасности, охраны труда и прочего.

Примечательно, что суд в приговоре упомянул фразу из докладной записки Совета безопасности, которая характеризует Аринича как «авторитарного руководителя», но в контексте, что к рассмотрению данного дела это никакого отношения не имеет. К слову, в ходе судебного следствия, например, бывший директор СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонид Логвин признался, что «не имел смелости отказаться» выполнять ту работу, которую как профессиональный специалист делать был не должен.

Интересен и еще один факт местного производственного авторитаризма. После трагедии руководство холдинга создала свою комиссию по расследованию причин ЧП. В нее, кстати, входили и обвиняемые. Как сообщил суду один из свидетелей, работавший на предприятии в ведомственной профессионально-пожарной сторожевой охране, комиссия пришла к выводу, что взрыв мог произойти от того, что кто-то из рабочих бросил непогашенный окурок сигареты в барабан оборудования, где находилась легко воспламеняемая древесная пыль. Был даже составлен соответствующий акт, который заводской пожарный подписал под угрозой увольнения.

Однако личностные характеристики человека и его стиль работы не являются составом преступления. Насколько известно, Лорану Ариничу даже обвинение не было предъявлено. Где он прячется, широкой общественности не известно. Рассмотрение в суде этого уголовного дела касалось только фигурантов, которые оказались в зоне доступа белорусского правосудия. За свои грехи они ответили.

 

Приговор крайним в производственной цепи

Судебная коллегия по уголовным делам Брестского областного суда признала виновными бывшего главного инженера ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» Владимира Шестакова, директора СООО «Пинскдрев-ДСП» Леонида Логвина и главного инженера этого предприятия Игоря Логвина. Именно эти люди, по выводам суда, при реконструкции производственных мощностей в цехе древесно-стружечных плит завода «Пинскдрев-ДСП» и создании участка по выпуску топливных пеллет создали условия, которые привели к трагедии. В частности, под их руководством создавалось пожароопасное производство без проектной документации. Все они, как сказано в приговоре, «осознавали», что так нельзя поступать, и должны были предвидеть наступление возможных последствий.

Леонид Логвин осужден за служебную халатность, которая выразилась в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, повлекших по неосторожности смерть людей и иные тяжкие последствия в виде причинения телесных повреждений различной степени тяжести, уничтожении общественного имущества, причинении ущерба в особо крупном размере. Он приговорен к 4 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждения открытого типа.

Владимир Шестаков и Игорь Логвин признаны виновными в нарушении правил пожарной безопасности лицами ответственными за их выполнение, повлекшие по неосторожности возникновение пожара, смерть людей и тяжкие телесных повреждений двум и более лицам, менее тяжкие телесные повреждения и ущерб в крупном размере. Им назначено наказание в виде лишения свободы на 4 и 3 года соответственно с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения. Они были взяты под стражу в зале суда.

Все осужденные лишены права занимать руководящие должности в течение пяти лет.

Осужденные по делу о взрыве на «Пинскдреве» Леонид Логвин, Владимир Шестаков и Игорь Логвин

Определяя вид и размер наказания, судебная коллегия учла характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личности обвиняемых, обстоятельства смягчающие и отягощающие ответственность.

Обвиняемые характеризовались положительно. Смягчающими ответственность обстоятельствами для Леонида Логвина суд признал то, что он впервые привлекается к уголовной ответственности и чистосердечно раскаялся в содеянном. Суд принял во внимание, что преступление Леонид Логвин совершил в связи с выполнением им трудовых обязанностей, которые он выполнял, находясь в подчинении других обвиняемых.

Смягчающими обстоятельствами для Шестакова стали возраст обвиняемого -- 60 лет - и наличие 3-й группы инвалидности.
При назначении наказания Игорю Логвину суд также учел отсутствие у него уголовного прошлого, чистосердечное раскаяние, активное содействие следствию и суду в установлении истины по делу и наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей.

Отягчающих обстоятельств в действиях обвиняемых суд не нашел.

С имущества осужденных снят наложенный ранее арест.

Суд частично удовлетворил иски потерпевших о возмещении морального вреда. Они составили от 5 до 30 миллионов. Заявлялись же они в суммах от 50 миллионов до 1 миллиарда рублей. Возмещать моральный вред рублями будут ЗАО «ХК «Пинскдрев» и СООО «Пинскдрев-ДСП».

Огласив приговор, судья Андрей Курисюк сообщил, что им также подготовлено частное определение. Однако он умолчал о его содержании и адресате.

Судья Андрей Курисюк зачитывает приговор по делу о взрыве на «Пинскдреве»

Приговор пока не вступил в законную силу и может быть обжалован в вышестоящей судебной инстанции в течение десяти дней. Адвокаты осужденных такое намерение высказали прямо в зале суда. Некоторые из потерпевших сочли решение суда слишком мягким и тоже собираются его обжаловать.

Кстати. В начале судебного разбирательства – в декабре 2011 года – потерпевшие и родственники погибших направили в Администрацию президента, Генеральную прокуратуру, МВД, КГБ и КГК коллективные обращения с требованием найти и наказать Лорана Аринича. Люди считают, что пока бывший гендиректор не предстанет перед судом, это дело нельзя считать завершенным.

Напомним, взрыв на «Пинскдреве» произошел 25 октября 2010 года около 13.00 на участке по производству древесных топливных гранул (пеллет). В общей сложности пострадал 21 работник предприятия: 2 человека погибли на месте, еще 12 скончались в больницах Пинска, Бреста и Минска. Пятеро из пострадавших остались инвалидами. Материальный ущерб составил почти 3 миллиарда 949 миллионов 320 тысяч рублей.

Под завалами спасатели нашли тела погибших:

Рапута Евгений Валерьевич, 1984 г. р., оператор на автоматических линиях
Стародуб Михаил Иванович, 1958 г. р., слесарь-ремонтник

В больницах от травм и термических ожогов скончались:

Муга Игорь Афиногенович, 1971 г. р., слесарь-ремонтник
Тарелко Сергей Николаевич, 1985 г. р., электромонтер
Михаевич Александр Михайлович, 1976 г. р., станочник
Сакович Екатерина Сергеевна, 1986 г. р., мастер-бригадир
Мороз Александр Михайлович, 1987 г. р., оператор на автоматических линиях
Шинкарук Александр Анатольевич, 1974 г. р., заместитель директора по производству
Козюр Геннадий Федорович, 1964 г. р., оператор на автоматических линиях
Шевчук Николай Александрович, 1950 г. р., оператор формирующих машин
Квашали Алеко Юрьевич, 1962 г. р., прессовщик древесных и костровых плит
Жуковский Виктор Константинович, 1955 г. р., слесарь-ремонтник
Колодич Александр Сергеевич, 1987 г. р., оператор на автоматических линиях
Хамлюк Александр Николаевич, 1959 г. р., оператор на автоматических линиях.

Александр Лукашенко выразил соболезнования родственникам и близким погибших и пострадавших только 3 ноября. Траур по погибшим был объявлен в Пинске 27 октября, а в Брестской области 3-4 ноября. По всей территории Республики Беларусь траур не объявлялся.

Тогда мы не знали, что эта трагедия по количеству жертв будет сопоставима с терактом 11 апреля 2011 года…

Мемориальная доска в память о погибших в результате взрыва на «Пинскдреве»