Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Байнет шутит: затмение, год 21-й
    «Солнечное затмение вывело на улицы Минска больше людей, чем предыдущий день воли»...
  2. «Быть полной не страшно». Обнаженные модели plus size всколыхнули белорусское общество
    Журнал «Таймер» опубликовал первую белорусскую фотосессию с моделями plus size...


Общество

Белорусский бронированный кулак теряет силу

 

Недавно Александр Лукашенко провел встречи с министром обороны Юрием Жадобиным и председателем Госвоенпрома Сергеем Гурулевым. По итогам встреч можно сделать неутешительный для военных вывод. Государство не в состоянии наращивать оборонные расходы. Если сопоставить их рост с темпами инфляции, то окажется, что ассигнования остались на прежнем уровне или даже уменьшились.

Прозвучавшая в беседе с Жадобиным фраза президента о том, что Беларусь не будет закупать старые вооружения, а станет модернизировать имеющиеся, означает, что и новые практически не будут закупаться. Современные вооружения стоят баснословно дорого: зенитно-ракетный комплекс типа С-300 (о С-400 и мечтать нечего) — порядка 700 млн. долларов, боевой самолет — 50 млн. долларов, танк — 3-5 млн. долларов.

Причем если ВВС и войска ПВО еще могут рассчитывать на выделение средств для модернизации и даже точечных закупок нового оружия, то сухопутным силам, и в частности их бронетанковой составляющей, рассчитывать вообще не на что. Если только не наладить собственное производство такого вооружения.

После распада Советского Союза независимая Беларусь получила в наследство от Белорусского военного округа весьма внушительную танковую группировку. По состоянию на июль 1992 года она включала 3457 танков Т-80БВ, Т-72 (серий А, АВ, Б, Б1), Т-64Б, Т-55, Т-62.

Между тем в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) Беларуси было разрешено иметь не более 1800 основных боевых танков (ОБТ). Тогдашнее военно-политическое руководство страны в качестве единого для национальных вооруженных сил решило выбрать ОБТ Т-72, что позволило получить серьезную экономию затрат на эксплуатацию.

Избыточные танки (1773 единицы) частично были сданы в металлолом (в основном устаревшая и выработавшая ресурс техника), частично проданы за рубеж. Ныне на вооружении белорусской армии — около полутора тысяч Т-72 различных модификаций, при этом большинство машин законсервировано на базах хранения.

Но если в количественном плане белорусский бронированный кулак по-прежнему выглядит солидно, то с точки зрения качества не впечатляет. Действительно, на момент распада СССР Т-72 модификации Б считались достаточно современными машинами, однако ныне они устарели не только морально, но и физически. И по боевым качествам заметно уступают аналогичным модернизированным танкам, находящихся на вооружении армий ряда стран даже на постсоветском пространстве.

На многих из таких модернизированных машин старые советские радиостанции заменены на более современные помехозащищенные, установлены системы опознавания «свой-чужой» и навигационные системы GPS.

Но особенно важно, что рабочее место наводчика оборудовано тепловизионным прицелом, изображение дублируется на монитор командира, который при необходимости также может вести огонь. Нередки случаи, когда тепловизионными приборами наблюдения оборудовано и место механика-водителя.

Кроме того, за счет замены элементов динамической брони заметно возросла защищенность доработанных машин.

То, что состоящий на вооружении белорусской армии Т-72Б по многим параметрам проигрывает ОБТ ведущих в военном отношении стран, вынужден был признать и начальник бронетанкового управления Министерства обороны Беларуси полковник Сергей Симоненко.

Вместе с тем, считает полковник Симоненко, при реализации комплекса мероприятий по модернизации Т-72Б «может быть боеготовым и решать задачи по предназначению еще как минимум ближайшие десятилетия». Эти мероприятия уже включены в Государственную программу вооружения на 2011-2015 годы.

По словам Симоненко, в Минобороны проанализированы мировые тенденции развития танков, бронетанковой техники и вооружения в целом, рассмотрен и утвержден новый облик белорусского танка. Предполагается, что в ходе модернизации Т-72Б будут «улучшены и выведены на более высокий уровень огневая мощь, защищенность и командная управляемость».

Однако, по мнению многих экспертов, при нынешней ограниченности бюджетных средств на оборону (тем более в ситуации, когда основные денежные потоки направляются в развитие ВВС и войск ПВО, новейших средств разведки и управления войсками) этим планам так и суждено остаться на бумаге. И даже если удастся модернизировать какую-то часть танкового парка, то все равно перспективы перевооружения белорусских сухопутных войск выглядят достаточно безрадостно.

Правда, некоторые военные аналитики отмечают, что нет худа без добра: ныне в передовых европейских армиях резко ограничивают количество гусеничной бронетехники и делают упор на технику колесную. Указывается, что колесные танки превосходят классические по мобильности, ресурсу и дешевизне эксплуатации. Да и сами они дешевле. Так что нынче даже Россия всерьез рассматривает возможность создания собственного семейства колесных боевых машин.

Отметим, что наиболее боеспособным элементом белорусской армии являются силы специальных операций, для которых мобильность является одним из решающих боевых качеств. Немаловажным обстоятельством также является возможное участие белорусских военных в миротворческих операциях, в которых применение колесной бронетехники является предпочтительным.

По информации СМИ, Россия может приобрести лицензию на производство итальянского колесного танка Centauro (6x6 и 8x8). Их выпуск может быть налажен на мощностях КамАЗа.

Но при нынешних экономических трудностях и лицензионные итальянские колесные танки вряд ли окажутся по карману Беларуси. Более реальным вариантом отдельные аналитики считают закупку китайских колесных боевых машин (6х6) с пушечным вооружением PTL02. Их максимальная скорость движения по шоссе 85 км/ч. Благодаря 100-мм гладкоствольной пушке этот колесный танк способен оказывать эффективную поддержку механизированной пехоте, хотя современные ОБТ поражает только в борт.

И если в ближайшее время ничего не изменится в лучшую сторону с финансами, то выбор китайского колесного танка PTL02 может оказаться, по мнению некоторых, наиболее предпочтительным выбором для белорусской армии. Решающий аргумент здесь — стоимость: PTL02 по карману даже небогатым африканским странам. Однако оппоненты такого подхода указывают на достаточно скромные по современным меркам технические характеристики изделия китайского ВПК.

Выходом могла бы стать организация в кооперации с Россией и/или Украиной производства собственного колесного танка. Разработкой колесной ходовой части, привязкой двигателя и трансмиссии вполне мог бы заняться Минский завод колесных тягачей, имеющий колоссальный опыт по этой части.

Отечественным предприятиям можно было бы поручить и создание системы управления огнем. Ведь сейчас на российские танки устанавливаются белорусские прицелы «Сосна-У», которые значительно повышают возможности экипажа по обнаружению и поражению целей в любое время суток. Белорусские НИИ, КБ и заводы также могли бы заняться разработкой современных средств связи и навигации.

Бронекорпуса можно было бы заказать на специализированных предприятиях: Нижнетагильском вагоностроительном заводе, «Курганмашзаводе» (Россия) или Харьковском заводе имени Малышева (Украина). Еще проще, как считают сторонники собственного танкового производства, обстоит дело с вооружением.

Боевой модуль с орудийной башней можно позаимствовать у серийно выпускаемой с 2006 года на Волгоградском тракторном заводе самоходной противотанковой пушки (СПТП) «Спрут-СД».

Артиллерийскую часть для этой машины разработали в Екатеринбурге на артиллерийском заводе № 9. Основное вооружение СПТП состоит из 125-мм гладкоствольной танковой пушки 2А75, созданной на базе 125-мм танковой пушки 2А46 (2А46М), которая устанавливается на основные боевые танки Т-72, Т-80 и Т-90. Она полностью стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях и ведет огонь теми же 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания, которые используются для стрельбы из гладкоствольной танковой пушки 2А46, включая бронебойные подкалиберные оперенные снаряды и танковые ПТУР.

В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Горизонтальный автомат заряжания пушки карусельного типа установлен за башней машины.

На роль интегратора проекта и производителя конечной сборки с полным основанием может претендовать Борисовский 140-й ремонтный завод, которому под силу выпуск из укрупненных модулей вполне современных колесных танков. Они не только смогут удовлетворить потребности белорусской армии, но и будут пользоваться высоким спросом на международном рынке бронетехники. Особенно в развивающихся странах.

Оценить материал:
Средний балл - 4.36 (всего оценок: 19)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Я б и не возражал, я сам был командиром самоходки (гаубицы 2С1)... Это здорово - марш по морозу, в индевеющих подшлемниках. И гаубица моя метко разила цели на десятки километров, но, друг мой, сколько уж декад и "пятилеток процветания" схлынуло... А коварный враг (правда, не знаю, чей лично) не дремал... Мне проще уж воплотиться в твердокаменного японского самурая, с каменным лицом делая себе харакири, но смысла всего этого я всё равно не обрету...
  • Ух и зацепила меня статья. Служил срочку на БМПэхах. Да они не были новыми. Но у нас они летали ласточками, и валили они по мишеням по черному. Классное и не стареющее в умелых руках оружие.
  • Ребята, посмотрите фильмы про арабов в пустыне, они на Т-55 абрамсы валят. Веть техника не совсем старая, она не старее чм у Америкосов, просто оружие как и технику надо любить и уметь им пользоваться. В Афгане наших ребят мочили из "буров" которым было по 100 лет, и смазывали их овечьим жиром. Просто люди знали и умели с ним обращаться, А если ты не фига не можешь и не хочешь воевать, то во что не посады-результата не будет, только разговоры.
  • Нефиг деньги у поджавшей хвост экономики с весьма хилым бюджетом на военные игрушки отнимать. Посмотрели б вы, как классно эти наземные железяки пачками горят (с танкистами вместе) при современной атаке. Только брызги железа во все стороны... Собственно, я и не понял. У барона Мюнхгаузена на 10 или 11 утра был распланирован то ли "подвиг", то ли война с Англией... Мдя... Я ни с кем не воюю, как и со мной - никто... А какая управа должна быть на не производящих ни рубля ВВП милитаристов в погонах - это вообще не в моей компетенции. Значицца, вопрос прямо адресован к Всенародноизбранному: С кем воюя, дорогостоящие железяки по воинским частям, их допотопным ангарам распихивать будем, обеспечивая покой и уют будущим армейским пенсионерам... Не надорвётся ли полвека невоюющее государство... С падающим прогнозным ВВП... ... Проверну пальцем у виска, смягчая выражения, выскажусь, что пошли вы в узкую часть человеческой анатомии. Флаг вам в руки, красно-зелёные новоявленные милитаристы!