Бизнесмен Стецкевич-Чебоганов пишет «настоящую историю белорусского народа»

Лауреат премии «За духовное возрождение» хочет создать специальный фонд, чтобы начатая им работа продолжалась и после него...

В Беларуси объявлены лауреаты премии президента «За духовное возрождение» 2012 года. Специальную премию за создание серии историко-документальных книг «Я — сын Ваш. Летопись белорусской шляхты» получил бизнесмен, писатель и историк Анатолий Стецкевич-Чебоганов.

«Любая оценка творчества писателя, историка важна, потому, конечно, я очень рад этой награде», — отметил лауреат в комментарии для Naviny.by.

Анатолий Стецкевич-ЧебогановАнатолий Стецкевич-Чебоганов родился в 1946 году в деревне Засмужье Любанского района Бобруйской (Минской) области. Закончил Любанскую белорусскую среднюю школу с золотой медалью. Победитель и призер районных и областных математических олимпиад. Закончил Ленинградский институт точной механики и оптики. Учился в Высшей школе управления при АПК СССР в Москве, в Боунмоус, Англия (мировая экономика).
Работал — на оборонном предприятии ВНПО «Каскад», главным инженером научно-производственного объединения «Нива», начальником Главка Госагропрома БССР (должность приравнивалась к заместителю министра), председателем правления Белорусской агропромышленной биржи.
Председатель наблюдательного совета группы компаний «Стецкевич». Член Союза писателей Беларуси.
Награжден Русской православной церковью орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 3-й степени, медалью святителя Кирилла Туровского, многими почетными грамотами. Автор книг: «Я — сын Ваш (летопись белорусской шляхты)» в 4-х томах, в рукописи — «Три залпа шрапнелью по товарищам (Б.И.Казанович — генерал Белой Гвардии)», «Спаси и Сохрани (черные доски, опыт реставрации русских икон)». Один из устроителей памятника Святой Софии, княгини Слуцкой. Памятник установлен в 2000-летие от Рождества Христова в Слуцке.
Женат. Два сына и два внука.

Интересоваться историей древних белорусских родов Анатолий Стецкевич-Чебоганов начал с изучения собственной родословной:

«Историей своего рода я интересуюсь практически всю свою жизнь. Потому что я родился в деревне Засмужье Любанского района, и до революции это было имение моего деда. Потом началась революция, раскулачивание, мой дед был расстрелян, семья была выслана в Коми-Пермяцкий округ. Все это несчастье с семьей подвигло меня к изучению своего рода. И когда я уже многие годы работал над историей своего рода, я настолько увлекся, что это стало главной темой моей жизни — изучение рода у меня переросло в изучение истории отечества. Свою работу я понимаю не как изучение родословной, а как изучение истории общества, отечества через человека, через семью, через род».

Исследователь считает, что это и есть «настоящая, неполитизированная и наиболее достоверная история». Серия книг хоть и называется «Летопись белорусской шляхты», но «фактически это история белорусского народа».

Анатолий Стецкевич-Чебоганов уже два десятка лет занимается изучением родов.

«По-настоящему — с историками, архивами, документами — я работаю более 20 лет. И за эти 20 лет я ни разу не был в отпуске! — говорит он. — Конечно, мне помогают историки, помогают сотрудники нашего Национального архива, помогают и архивы других стран. Ведь приходится собирать воедино документы из разных архивов. Но в основном я этим занимаюсь самостоятельно. Потому что это такая работа, что если сам не будешь заниматься, то никто это за тебя не сделает. Этим надо жить».

Основатель группы компаний «Стецкевич» Анатолий Стецкевич-Чебоганов входит в число самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. 

Говоря о том, как ему удается совмещать бизнес с историей, он замечает, что работа над книгами по истории для него — отдых: «Сегодня я почти бизнесом не занимаюсь. Нашей компании уже более 20 лет, там все отлажено, грамотный коллектив, прекрасно справляющийся и без меня. Потому я больше занимаюсь творчеством. Я очень много работаю над историей — и это для меня отдых. Потому что обычного отдыха я не понимаю — бездельничать, лежать на пляже где-то в теплых странах».

Писатель уже издал историю 10 древних белорусских родов, а исследовал он на сегодня уже 40 родов.

«Среди них есть и предки известных белоусов, — рассказывает он. — Например, род Некрашевичей, о котором я недавно написал, из него вышел первый директор Института белорусской культуры Некрашевич. Конечно, когда изучаю прошлое, знаковые фигуры попадаются. Они практически в каждом роду есть. Думаю, очень много наших современников найдут себя в моих исследованиях. Ведь история рода — не только прошлое, но и современная история. Потому что скоро все вокруг нас станет историей».

По его словам, исследовать чьи-то родословные по просьбе ему не приходилось: «Потому что я работаю по определенной внутренней программе. Но если обращаются, я даю подсказки».

Отвечая на вопрос, не приходилось ли изучать родословные, например, президента или известных чиновников, он заметил, что «если бы было поручение, может быть, но пока поручений таких не было».

В планах у Стецкевича-Чебоганова — исследовать максимальное количество белорусских родов: «Сейчас у меня в работе несколько томов в продолжение серии «Я — сын Ваш». В этом году думаю издать два-три тома. И потом работа тоже продолжится. Более того — я намерен создать фонд в поддержку этого направления. Мне одному удается за год «освоить» два рода, а если создать такой фонд, специальную команду, то можно и 10 наших древних родов в год изучать. И это был бы выдающийся вклад в историю отечества, если такую работу усилить. Я думаю, это возможно».

Стецкевич-Чебоганов признается, что хотел бы «исследовать все роды нашего отчества». Но это тысячи и тысячи родов: «Вот у вас есть род, у соседа род, вы не знаете, но может вы с одного рода в древности. А так часто бывает. Некоторые люди были просто моими знакомыми, а оказались родственниками…».

Для одного человека исследовать все это «нереально». «Потому я и хочу создать специальный фонд, чтобы моя работа продолжалась даже после того, как я устану или не смогу дальше работать», — говорит он.

По его словам, для истории важны родословные не только шляхты, но и крестьян.

«Мне приходилось и крестьянскими родами заниматься. И удавалось до XVIII века без особых трудов проследить родословную. Они такие же участники истории, как и шляхта. Просто о них меньше информации. Но любой человек — вселенная, и любая информация о нем очень важна», — объясняет он.


  • а вы добейтесь снижения цен на доступ к архивам, ну и пусть тогда каждый сам и определяется....