Мать Владислава Ковалева хочет знать, где тело ее сына

Правозащитники намерены добиваться изъятия из законодательства Беларуси нормы, согласно которой тело казненного не выдается родственникам...

 

13 марта в Минске на пресс-конференции, приуроченной к годовщине расстрела Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова, мать казненного за соучастие в терроризме Владислава Ковалева и правозащитники начинают серию действий с целью добиться от властей информации о месте его захоронения и выдачи тела. 

Последнее свидание Любови Ковалевой с осужденным на казнь сыном состоялась в следственном изоляторе (СИЗО) КГБ 11 марта 2012 года. Мать казненного и правозащитники считают, что Владислав был казнен в период с 12 по 15 марта. Точной информации нет.

Прямо на пресс-конференции Любовь Ковалева подписала заявления в адрес департамента исполнения наказаний МВД, КГБ и председателю Верховного суда с просьбой сообщить, какой орган исполнил смертный приговор в отношении ее сына.

Как предположил правозащитник Роман Кисляк, это может быть либо следственный изолятор № 1 МВД, где обычно содержатся "смертники", либо СИЗО КГБ, в котором содержался Ковалев. "Установление органа, приведшего в исполнение приговор, необходимо, чтобы понимать, как действовать дальше, от кого добиваться ответов", — сказал Кисляк.

Следующим действием, по его словам, станет требование о раскрытии места захоронения Ковалева.

Отвечая на вопрос, какими законодательными актами намерены руководствоваться правозащитники, чтобы добиться выдачи тела, если это не предусмотрено белорусским законодательством, Кисляк сослался на решение Комитета по правам человека ООН по делу Ковалева. В нем, со ссылкой на международные нормы, отмечается: сокрытие подобной информации от родственников казненных является "бесчеловечным обращением".

Кисляк также заявил, что правозащитники намерены добиваться изъятия из законодательства Беларуси нормы, согласно которой тело казненного не выдается родственникам.

Как сообщила журналистам Любовь Ковалева, она получила ответ на надзорную жалобу из Верховного суда, которую адвокат Станислав Абразей подавал еще в сентябре 2012 года. Ответ за подписью председателя Верховного суда Валентина Сукало недавно обнаружился в юридической консультации № 2 Ленинского района Минска, в которой работает Абразей. Выяснилось, что он был составлен еще в ноябре 2012 года.

"Верховный суд в лице Сукало не нашел никаких нарушений норм Уголовно-процессуального кодекса. В нем значится, что Владу было предоставлено достаточно времени для защиты", — рассказала мать казненного.

Правозащитник Павел Левинов добавил: если надзорная жалоба была составлена на 23 страницах, то ответ занял менее 12 страниц. "Это очередной плевок в адрес гражданского общества", — подчеркнул Левинов.

Что касается семьи второго казненного по делу о терроризме, Дмитрия Коновалова, то, по словам Левинова, она по-прежнему избегает каких-либо контактов.

Как отметил витебский правозащитник, сразу после теракта в минском метро, а также во время суда и некоторое время после него семья Коновалова находилась под охраной, и выйти на контакт с ними было практически невозможно. 

"Можно предполагать, на семью было оказано мощнейшее давление. Сейчас охрана снята, но семья ни на какие контакты ни с журналистами, ни с правозащитниками, ни даже Любовью Ковалевой, которая живет в соседнем доме, не идет. Они стараются, даже когда видят ее, перейти на другую сторону, чтобы вдруг не состоялся какой-то разговор. Я знаю, что в один из моментов Любови Ковалевой удалось переговорить с мамой Димы Коновалова, и та пообещала выйти на разговор, но сказала, что должна посоветоваться с мужем. Но после этого совета все опять было огорожено железным занавесом", — рассказал Левинов.

Напомним, в результате взрыва в на станции метро "Октябрьская" в Минске 11 апреля 2011 года погибли 15 человек, 315 — пострадали. В совершении теракта был обвинен Дмитрий Коновалов, Владислава Ковалева признали его соучастником. Оба были жителями Витебска. 30 ноября 2011 года Верховный суд приговорил молодых людей к высшей мере наказания. Коновалов признал свою вину в суде и за помилованием к президенту не обращался, Ковалев такое прошение подал.

14 марта 2012 года стало известно, что в помиловании Ковалеву и Коновалову отказано. Мать Ковалева обратилась к Александру Лукашенко с просьбой приостановить на год исполнение приговора в отношении ее сына, адвокат готовил окончательную кассационную жалобу на приговор Верховного суда. Еще раньше семья Ковалевых подала жалобу на приговор в Комитет ООН по правам человека. В соответствии с процедурными правилами комитет обратился с просьбой не приводить в исполнение смертный приговор Ковалеву, пока его дело не будет рассмотрено по существу.

С призывом пересмотреть решение об отказе в помиловании Ковалева и Коновалова к Лукашенко обращались правозащитники и международные структуры, в том числе Евросоюз, парламентские ассамблеи Совета Европы и ОБСЕ. Все они указывали на то, что судебный процесс над Ковалевым и Коноваловым оставил слишком много вопросов.

Беларусь — единственная в Европе страна, где до сих пор применяется смертная казнь.


  • { Мать Владислава Ковалева хочет знать, где тело ее сына } Понимаю. К слову, я последний зимний месяц провёл среди литературного наследия Фазиля Искандера, абхазца по происхождению. ... Не буду тут углубляться в вековые традиции кровной мести у горных народов. Там целые кланы - пошагово - истребляли друг друга, - случись (не дай бог) меж ними смертоубийство. ... Но я к другому аспекту этой вещи. К безусловной традиции этого смертообряда, первооснованного на ещё более дальних законах межродовой войны. Когда каждый погибший должен быть погребён. ... Итак, пусть дикое, но благородство: один "кровник" прикончил другого "кровника"... Он не оставляет его тело разлагаться среди дикого зверья, - он упаковывает его тело как положено, грузит на своё верховое животное и доставляет к дому родственников убиенного. Даёт им издалека сигнал оповещения (условно говоря), сгрузил покойника у дома - и мчит прочь. Чтоб самому скрыться, не забывая и о том, что и дикое зверьё может натворить дел с трупом... ... Бренное тело по горской традиции должно быть оплакано и предано родственниками земле. ... Пусть на наш взгляд дикие народы, но традиции предков... Они едины даже для смертных врагов... ... А наше гос-во чьих традиций придерживается? - Безымянных расстрельных команд Ленина-Сталина- Гитлера? ... Гадостна эта практика, - ладно - пусть палачу положено быть в балахоне с прорезями для глаз, - но прочее... Мда...