Ирина Халип: у меня отняли три года жизни

При нынешнем политическом режиме, считает она, «бывших политзаключенных» не бывает…

 

Ирина Халип Известная журналистка, жена экс-кандидата в президенты Андрея Санникова Ирина Халип освобождена от уголовного наказания по истечении отсрочки приговора. Такое решение принял 19 июля суд Партизанского района Минска, передает БелаПАН.

Представление о снятии с Халип отсрочки приговора и освобождении ее от наказания суду заявила уголовно-исполнительная инспекция Партизанского района.

Это представление поддержали прокурор Наталия Соколова и сама Ирина Халип. «Представление поддерживаю, но удивлена, что в нем перечислены не все ограничения, которые были наложены судом. В частности, мне было запрещено выходить из дома после 22.00. Считаю, что это тоже прошло без нарушений с моей стороны», — отметила Ирина.

Сегодняшний процесс вела судья Рита Шаграй. После президентских выборов 2010 года она была внесена в список невъездных в Евросоюз в числе других судей, которые, по мнению ЕС, выносили политически мотивированные обвинительные приговоры участникам оппозиционной демонстрации 19 декабря. На тот момент Шаграй работала в суде Октябрьского района столицы.

Перед началом суда секретарь несколько раз пыталась удалить из зала фото- и видеооператоров, заявляя, что, если судья разрешит съемку, они смогут вернуться. Журналисты отказались выходить, ссылаясь на то, что решение о запрете съемки должна огласить судья. Это подтвердила адвокат Халип Анна Бахтина.

Затем Халип и Бахтину вызвали в кабинет судьи, где они пробыли около 20 минут. Выйдя оттуда, Халип сообщила, что они с адвокатом заявили ходатайство об отводе судьи, так как та хочет удалить из зала не только снимающих и пишущих журналистов, но и ее родственников, и прокурора Наталию Соколову.

Посовещавшись с председателем суда, Рита Шаграй отклонила ходатайства об отводе судьи и прокурора. Ходатайство о допуске в зал родственников и журналистов было частично удовлетворено: разрешили присутствовать только тем журналистам, у кого нет фото-, аудио- и видеотехники.

Напомним, Ирина Халип была задержана вместе со своим мужем Андреем Санниковым сразу после демонстрации протеста 19 декабря 2010 года и помещена в следственный изолятор КГБ. В СИЗО Халип пробыла полтора месяца, несмотря на то что на тот момент ее сыну Даниилу было всего три года.

29 января 2011 года Ирину отпустили из СИЗО под домашний арест, где она находилась до суда. 16 мая того же года суд Заводского района Минска признал Халип виновной в участии в массовых беспорядках 19 декабря 2010 года и приговорил ее к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года.

Все это время журналистка, которая работает корреспондентом российской «Новой газеты» в Беларуси, не имела права покидать Минск, обязана была каждую неделю отмечаться в милиции и находиться дома после 22.00.

Между тем Александр Лукашенко неоднократно публично заявлял о том, что Халип может выезжать из страны, более того — он даже обещал организовать ей такую возможность.

В результате 13 февраля этого года, после того как на январской пресс-конференции Лукашенко вновь задали вопрос о невыездном статусе Халип, ей разрешили съездить в Великобританию для встречи с мужем, который к тому времени уже получил политическое убежище в этой стране, а также в Россию — для участия в редакционных мероприятиях «Новой газеты». Ирина вернулась в Беларусь 3 апреля, в отведенный надзорными органами срок.

Отсрочка приговора, вынесенного Халип, истекает 21 июля.

Комментируя сегодняшнее решение суда, Ирина Халип заявила: «У меня отняли практически три года жизни. Если кто-то считает, что я теперь свободный человек, это ошибка. Я да года жила практически под домашним арестом, и теперь от меня ждут что я должна сказать «спасибо» за то, что меня сегодня не посадили».

Она напомнила, что так же радостно, как ее сегодня, ранее уже встречали бывших политзаключенных Василий Парфенкова и Владимира Еременка, в отношении которых несколько дней назад были возбуждены новые уголовные дела.

«Бывших политзаключенных в этой стране не будет, пока существует этот фашистский режим», — заявила Халип.

Отвечая на вопросы журналистов, она отметила, что у нее нет никаких претензий к сотрудникам уголовно-исполнительная инспекция Партизанского района, на учете в которой она находилась.

«Пообщавшись с ними довольно плотно, могу сказать, что они исключительно корректно общались абсолютно со всеми, у них не было желания создать невыносимые условия для моей жизни. Это были условия приговора», — заявила Халип.

По словам журналистки, она пока не может говорить ни о каких планах на ближайшее будущее. «Я пока даже не знаю, какие у меня планы на сегодняшний вечер, — призналась Ирина. — Сегодня впервые я имею право не приходить домой в десять вечера, я собираюсь отметить это со своими друзьями и родными».


  • Виват, Ирина! Не отслеживаю пристально её журналистское творчество, но отмечаю и привечаю её со времён выпуска закрытой ещё в прошлом веке газеты "Имя"... Эмоционально по-женски наступательная, и по-женски же уязвимая женщина. Толковая журналистка. Мой респект!