Узник совести Эдуард Лобов вышел на свободу

За решеткой политзаключенный провел четыре года, получил профессию сварщика, но на свободе собирается заниматься «тем, чем и занимался»…

Утром 18 декабря из колонии № 22, что в Ивацевичском районе, вышел политзаключенный Эдуард Лобов. 26-летний активист «Молодого фронта» последние четыре года провел за решеткой, отбывая назначенное судом наказание за якобы избиение двух минчан. Правозащитники считают и дело Лобова, и суд над ним политически мотивированными.

Сегодня к 8 утра возле колонии собралось около десятка человек, в том числе, родные, близкие и журналисты, общественная активистка Ольга Николайчик, лидер «Молодого фронта», бывший политзаключенный Дмитрий Дашкевич, с которым Лобова задержали 18 декабря 2010 года — накануне президентских выборов.

Выйдя, Эдуард Лобов рассказал, что получил в колонии специальность сварщика, но не работал, «потому что не платили».

Отношения с другими заключенными, по его словам, были нормальными. Лобов отметил, что примерно половина заключенных, с которыми он был знаком в колонии, разделяли его политические взгляды, а некоторые просили дать почитать независимую белорусскую прессу, которую Эдуарду присылали в колонию.

Что касается отношения к нему администрации колонии, то, по словам Лобова, его «не прессовали».



По словам Лобова, у него пока нет планов на будущее. «Думаю, чем занимался, тем и буду заниматься», — сказал он, добавив, что не исключает своего возвращения в общественно-политическую жизнь.

Мысли уехать за границу у Эдуарда пока нет, жить он планирует в Минске.

Сейчас активист отправился с родными домой в Минск.

Над Эдуардом Лобовым будет установлен превентивный надзор сроком на один год.

Вспоминая о ситуации, которая привела к его заключению, Лобов предположил, что драка 18 декабря 2010 года была провокацией. По словам активиста, в тот день его с Дмитрием Дашкевичем остановили неизвестные молодые люди, «поинтересовались, как пройти к остановке, попросили закурить». Первыми в драку вступили именно эти парни. При этом, по словам Лобова, «жестокого сопротивления» он не оказывал.

На суде Дашкевич и Лобов категорически отрицали свою вину и заявляли, что впервые видят мужчин, проходящих по делу в качестве пострадавших. Показательно, что во время всего судебного процесса над Дашкевичем и Лобовым так называемые потерпевшие находились не в зале суда, а в отдельной комнате, в материалах уголовного дела не было указано ни их адресов, ни телефонов. Это дало наблюдателям основания усомниться в реальном существовании потерпевших и расценить задержание Дашкевича с Лобовым как превентивную меру накануне выборов.

24 марта 2011 года Эдуард Лобов был приговорен к четырем годам лишения свободы в колонии усиленного режима, Дмитрий Дашкевич — к двум годам лишения свободы в колонии общего режима.

«Международная амнистия» признала Дашкевича и Лобова узниками совести.