Продавцов спайса — сажать, наркоманов — лечить

Декрет № 6, ужесточивший ответственность за распространение наркотиков, уже сыграл свою роль. Продавцам спайсов все труднее найти себе пособников…

Декрет президента № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» ужесточил наказание за сбыт и ввел ответственность за нахождение в наркотическом опьянении в общественном месте.

Милиция отмечает, что торговцам спайсом, а это сегодня главная головная боль борцов с наркотиками, декрет существенно усложнил жизнь, однако эту отраву по-прежнему можно купить в интернете.

Нормы декрета действительно значительно усиливают ответственность за наркопреступления. Например, увеличивается до 20 лет срок лишения свободы за незаконные действия с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, а в случае их реализации, повлекшей смерть в результате употребления, — до 25 лет. Одновременно до 14 лет снижен возраст привлечения к уголовной ответственности за совершение указанных деяний.

Теперь внести новые наркотические средства (а химический состав спайсов постоянно меняется) в список запрещенных веществ можно в течение пяти дней.

Кроме того, правоохранительные органы могут оперативно взаимодействовать с банками, а именно — запрашивать и получать необходимую информацию о владельцах электронных кошельков. Это важно в связи с тем, что основной сбыт наркотиков происходит бесконтактным способом.

Ранее, как отмечал министр внутренних дел Игорь Шуневич, процедура установления необходимых милиции данных на предприятиях связи и в банках занимала от двадцати дней до месяца.

На совещании 4 декабря Александр Лукашенко наделил Министерство внутренних дел абсолютными полномочиями по координации борьбы с наркотиками.

Основная задача правоохранительных органов на ближайшее время — закрытие интернет-ресурсов, через которые пытаются продавать наркотики и психотропы.

Некоторые интернет-площадки, где ранее активно продавали курительные смеси и спайсы, усилиями борцов с наркотиками уже закрыты. Однако продавцы зелья кочуют с ресурса на ресурс, скрываясь от белорусского правосудия в неподконтрольных отечественному законодательству доменных зонах.

Кроме того, в интернете предостаточно предложений о работе в Беларуси закладчиками, то есть фактически распространителями спайса. За одну закладку наркоторговцы платят 8-10 долларов, а сесть можно, напомним, на двадцать лет.

Как отметил начальник Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Василий Лосич, сайты, через которые продают спайсы и курительные смеси, правоохранительные органы знают, «они учтены».

По данным МВД, в 2014 году в Беларуси выявлено более 7,3 тыс. преступлений, непосредственно связанных с незаконным оборотом наркотиков. Возбуждено 51 уголовное дело за содержание либо организацию наркопритонов, а также 15 дел за склонение к потреблению психоактивных веществ.

Перекрыто 40 каналов поставки в Беларусь либо транзита через ее территорию психоактивных веществ. Пресечена деятельность 12 подпольных нарколабораторий, выявлено 13 помещений, специально приспособленных для выращивания наркотических растений.

На прошлой неделе в Министерство связи и информатизации было направлено письмо о закрытии шести сайтов, распространяющих наркотики: «Когда антинаркотический декрет наберет обороты и мы наладим практику, всё это будет проходить быстрее».

Пока же Василий Лосич сослался на специфику оперативной работы: «Мы ведем свои игры, нам важно дойти до конкретного поставщика, сбытчика, и это требует времени».

Представитель МВД полагает, что профилактическая роль декрета № 6 также уже дает результат.

«С началом действия декрета наркопреступники стали испытывать дефицит в пособниках, — отметил Василий Лосич. — Люди откликаются на объявления или по незнанию, или чтобы заработать на дозу».

Евгений СпевакОднако член правления общественного объединения «Матери против наркотиков» Евгений Спевак пока «не слышал, чтобы жизнь наркопотребителей осложнилась после вступления декрета в действие».

По его словам, «практика работы с наркозависимыми показывает, что покупка через интернет только распространяется».

«Всё просто, — говорит Евгений Спевак, — чтобы не распространялась наркомания, в стране должно быть как можно меньше наркотиков. Например, в Грузии наркотики практически невозможно достать. Там ужесточили наказание для распространителей. Наркопотребители говорят, что им фактически нечего потреблять».

При этом Евгений Спевак отметил, что ужесточать наказание для наркоманов не имеет смысла: «Согласно положениям декрета, любому наркопотребителю достаточно выйти из квартиры, чтобы ему инкриминировали нахождение в наркотическом опьянении в общественном месте. На практике это означает еще большую криминализацию среды наркопотребителей. Они будут уходить в подполье, что приведет к распространению инфекций, ВИЧ в том числе».

Наркоманов, считает Евгений Спевак, надо лечить, а не наказывать. При этом, по его мнению, реабилитацию лучше всего проводить «на основе христианских ценностей». Евгений сам избавился от наркозависимости, придя в церковь, и советует этот путь другим.

Десять реабилитационных центров организации «Матери против наркотиков» работают как раз на христианской основе.

«Результаты очень хорошие — в 80% случаев наблюдается устойчивая ремиссия, — говорит Евгений Спевак. — Плата берется только за питание, есть варианты, при которых люди не платят ничего. Реабилитация проходит в течение года, затем необходима адаптация (можно вне центра) в течение полугода».

В Беларуси есть центры реабилитации для наркозависимых, работающие на другой идеологии, большинство при общественных организациях. Государственных центров, где наркозависимые могут пройти длительную реабилитацию, нет.