Другие материалы рубрики «Общество»

  1. Из Беларуси пытались вывезти древнегреческую монету и раритетный Bentley
    Монету пересылали из Бобруйска в США, а автомобиль стоимостью в 460 тысяч долларов вывозили по «зеленому» коридору…
  2. Орнитологи: лето-2015 — катастрофа для белых аистов
    Она вызвана сухой маловодной весной, внезапными холодами в ее середине, а также летней засухой и пересыханием водоемов…


Общество

«Беларусь без крайностей». Тунеядство национального масштаба: что будет с Родиной и с нами?


Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.

«Либеральный клуб» для Naviny.by


Евгений ПрейгерманЕвгений Прейгерман

Прискорбное бессилие


Ушедшая неделя ознаменовалась двумя, казалось бы, несвязанными друг с другом информационными поводами. Во-первых, это вступление в силу декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Во-вторых, развитие ситуации вокруг подготовки оппозиции к предстоящим президентским выборам. Не хочется заниматься огульным критиканством, но обе эти трагикомедии из серии «приплыли» могут быть предвестниками серьезных потрясений в нашей синеокой.

Катастрофа «декрета о тунеядцах» в том, что он, вопреки задумкам бюрократов, свидетельствует о беспомощности системы госуправления Беларуси. А самое большое преступление, за которое никто из разработчиков декрета, к сожалению, никогда не ответит, заключается в том, что документ приняли в условиях уже проявившего себя кризиса управляемости в стране. Напомню: история с модернизацией промышленности, в частности, деревообработки, отчетливо продемонстрировала, что система неспособна работать в непривычных условиях. Нестандартные указания руководства элементарно не выполняются.

Понятно, что многие чиновники по объективным и субъективным причинам часто мыслят, как печники: по принципу «если тут дунуть, то там обязательно выдуется». Но безумие тоже должно иметь какие-то пределы. А так недруги белорусских властей могут запастись попкорном и готовиться лицезреть увлекательное действо о том, как чиновники делали вид, что гоняются за тунеядцами, пока экономика Беларуси окончательно разваливалась.

К бессилию оппозиции мы привыкли больше. И поэтому особой новостью ее почти полное разложение в год президентских выборов не стало. Однако важно другое: какой бы маргинальной ни была оппозиция, какими бы неадекватными ни казались ее действия, она всегда является отражением всего общества. Самым прямым свидетельством общественного здоровья и показателем того, что ждет это общество в будущем. Ситуация с «декретом о тунеядстве» именно об этом в очередной раз нам всем напоминает.

На фоне кризиса в Украине суверенитет и независимость Беларуси стали для многих главными ценностями. И власти осуществляют действительно впечатляющие внешнеполитические шаги для того, чтобы защитить эти ценности. Но продолжение трагикомедии внутриполитической жизни рано или поздно все это похоронит. Шанса исправить ситуацию потом может и не быть.


Антон БолточкоАнтон Болточко

Шутка затянулась

Судя по всему, День смеха в Беларуси продлен на сутки: именно 2 апреля президент подписал декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» («декрет о тунеядцах»). Экономический эффект от введения такого рода законодательных норм уже не раз обсуждался, поэтому сегодня хотелось бы поговорить о другом: о подходах белорусского государства к своим гражданам и о подмене понятий.

На современном этапе развития общества большинство государств стараются стимулировать развитие человеческого капитала (тем самым повышая производительность труда). При этом ставка делается на создание благоприятных условий, в которых человек может развивать свои способности, а не на использование превентивных мер. Последние постепенно становятся чуждыми для цивилизованного общества.

Однако Беларусь выбрала второй путь — заставить всех до единого в стране работать на общее благо. При этом умело обернув эту идею в бесспорную обязанность всех граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов (ст. 56 Конституции Республики Беларусь). Именно так начинается подписанный президентом декрет. Вот только в контексте нового документа эта обязанность фактически подменяет право гражданина Беларуси на труд. Поэтому с 1 января 2015 года (именно с этой даты начинает действовать декрет) жители Беларуси обязаны трудиться на благо общества, иначе — плати налог или штраф. Хотя еще в конце прошлого года МВД заверяло, что «декрет о тунеядцах» не будет подобен старой советской системе:

«О возвращении к прошлому не может быть и речи. Конституционное право гражданина на труд — отнюдь не обязанность».

Когда читаешь декрет № 3, складывается ощущение, что это результат отчаяния. Ведь не так давно именно борьба с тунеядством была одним из последних шагов для удержания на плаву стагнировавшей экономической модели Советского Союза.

Такая аналогия привносит в историю о декрете № 3 хоть малую толику позитива: возможно, впереди нас все-таки ждет скорое начало запоздалой реальной модернизации экономики. Главное — в очередной раз не упустить возможность это сделать.


Никита БеляевНикита Беляев

Декрет № 3: борьба за справедливость?

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» еще на стадии проекта пересматривался несколько раз, а его принятие было перенесено практически на два месяца. Получается, нормы документа вызвали дискуссию не только в белорусском обществе, но и во властных коридорах?

Действительно, меры, предусмотренные декретом, совершенно не популярны в современном мире, да и с положениями отечественной Конституции соотносятся с трудом. Однако в ряде случаев белорусские власти уже не раз действовали в подобном стиле ради получения политических дивидендов. Но если разобраться в том, к каким последствиям приведет реализация декрета, то окажется, что риски могут значительно перевесить вероятные выгоды.

Очевидно, что на принятие подобного документа руководство страны подтолкнуло не столько стремление добиться справедливости, сколько банальная нехватка средств. Допустим, власти при помощи декрета соберут какую-то дополнительную сумму, но что они получат взамен?

Документ увидел свет, когда многие государственные промышленные предприятия переживают непростые времена. Остановка главного конвейера МАЗа — первый звоночек. Да и в частном секторе дела обстоят не лучше. Весьма вероятно, многие из них вынуждены будут пойти на сокращение штата, чтобы остаться на плаву. Результат — рост безработицы, а следовательно, многие граждане могут попасть под действие декрета № 3.

В такой ситуации борьба с социальным иждивенчеством методами этого документа — опрометчивый даже с политической точки зрения шаг. Электоральные настроения в обществе могут неприятно удивить власти, учитывая экономическую ситуацию и постепенно сокращающийся разрыв между размером «налога на тунеядцев» и средней зарплатой в стране. Добавим к этому экономические последствия в виде сомнительного качества рабочей силы, принужденной к работе, и возможное увеличение количества нелегальных схем, связанных с трудоустройством.

Вся история с принятием «декрета о тунеядцах» демонстрирует две серьезные проблемы сегодняшней Беларуси, угрожающих ее будущему: принятие решений по принципу «нам бы день простоять и ночь продержаться» и отсутствие эффективной системы оценки политических решений.


Вадим МожейкоВадим Можейко

Городской культуре нужны горожане

Почти 80% граждан Беларуси живет в городах. Однако право городского самоуправления у нас как отобрали с присоединением к Российской империи, так и не вернули. В таких условиях, когда граждане не могут напрямую влиять на управление городом, не может сформироваться и полноценная городская культура. Города изменяются — в лучшую или худшую сторону — часто без учета пожеланий самих горожан. У этой проблемы несколько граней.

Например, памятники. Они визуально улучшают город и показывают историческую и культурную преемственность. Или не показывают, как в случае с памятником… корове в Минске. При этом министр культуры утверждает: на памятники Быкову, Бородулину или Буравкину денег нет, а вот на корову есть. И мнение общественности, которая выступает как раз за увековечивание памяти поэтов или Кастуся Калиновского, в расчет не берется. Да и памятник корове вызывает вопросы — например, у журналистки Ольги Ерохиной.

Еще одна важная часть города — это названия его улиц, их символическая нагрузка. К сожалению, проспект первопечатника Скорины в Минске убрали, а вот бесконечные Ленина, Коммунистические и Советские все еще заполняют города Беларуси. До переименований дело пока не дошло, но хотя бы добавить на таблички к соверменным названиям исторические недавно пообещали чиновники Мингорисполкома и Министерства культуры. Причина перемен проста: инициатива небезразличных граждан, тысяча подписей минчан и обращения в госорганы общественного объединения «Альтернатива».

Волнует горожан и судьба историко-культурных ценностей, зачастую приносимых в жертву сиюминутной конъюнктуре и инвесторам. Дошло до, казалось бы, святого: Брестской крепости, где строится российский отель и «военно-патриотрический центр» БРСМ. Судя по жалобам, от стройки страдает комплекс Брестской крепости, останки погибших валяются на стройплощадке.

Для развития городской культуры, которая будет формировать визуальный и символический облик города, защищать его историко-культурное наследие, нужно непосредственное участие самих горожан в управлении городом.

Оценить материал:
Средний балл - 4.43 (всего оценок: 44)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • +100!!!
  • Всё. Сдаюсь. Ошиб-ка при до-бавлении со-общения. Ну и ладно. Значит, так и надо... :-)
  • Пишется: "Тунеядство национального масштаба: что будет с Родиной и с нами?" ----------------------------------- Всё будет хорошо! Считаю необходимым добавить ещё оптимизма. Тут как-то была попытка подвести итоги первым 100 дням деятельности правит-ва. Но теперь - никаких сомнений не осталось. Утвердив такую креативную идею, "отсутствие доходов как объект налогообложения" на уровне законодатель-го акта, правит-во продемонстрировало свою истинную, реформаторскую сущность. Ведь действительно, наконец-то найдена так долго искомая эффективная "точка роста" в условиях депрессивной экономики!
  • Сам майдан разделился: до госпереворота и после госпереворота.
  • редактирую: "о делах их - по плодам их. А коли плодов нет," и далее по тексту... ) И не стала бы я редактировать поспешные описки, если бы мысля вдогонку не поспела: а почему бы налоги на убытки для юрлиц не установить в валютном исчислении? Это было бы разумным; позволило бы снизить нагрузку на ЗВР и прочее. Тут есть над чем поразмыслить... :-)
  • Пишется: "Катастрофа «декрета о тунеядцах» в том, что он, вопреки задумкам бюрократов, свидетельствует о беспомощности системы госуправления Беларуси." Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/society/2015/4/5/ic_articles_116_188616/ Государство, основным итогом деятельности которого являются деградация экономики, инфляция, безработица, долги и убытки, принимает, на мой взгляд, вполне адекватные решения. Идея обложить налогом в фиксированных суммах (оброком) физических лиц, не имеющих доходов, свехэффективна и имеет большие перспективы. На то оно и "чудо", хоть и экономическое - дабы поражать воображение. Тут, главное не останавливаться в начинаниях. Считаю также целесообразным переходить от физических лиц - к юридическим. Следует обложить налогом убытки юридических лиц, к примеру - по ставке 30% от суммы полученного убытка; предприятия-банкроты - тех и вовсе, в размере 100% ущербов. Ввести налог на дни простоев предприятий, в фиксированных суммах на каждого работника. Эфффективность таких решений для госбюджета не вызывает никаких сомнений; более того, налоговая база будет лишь расширяться. Так сказать, судите о делам их - по плодам их. А коли плодов - не, так жрите и колючки...