Дата публикации:
04.05.2015
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/society/2015/05/04/ic_news_116_457557/

ООН: в приговоре к смертной казни Олега Гришковцова есть нарушение


Комитет ООН по правам человека установил нарушение права на жизнь приговоренного белорусским судом к смертной казни Олега Гришковцова. Об этом БелаПАН сообщил юрист Роман Кисляк, который представляет автора жалобы в этом международном органе.



По словам Кисляка, из полученного им 4 мая решения по данному делу следует: комитет признал, что Гришковцова принуждали к даче признательных показаний, применяя в отношении него физическое и психологическое насилие. После задержания Гришковцова неоднократно избивали руками и ногами сотрудники милиции. Всего было четыре длительных «сеанса» избиения, при этом Гришковцова заставляли признать себя виновным в убийстве и других нераскрытых преступлениях в Гродно. После помещения в ИВС ему четыре раза вызывали скорую помощь. Несколько дней он не мог самостоятельно передвигаться.

Также комитет установил, что в отношении Гришковцова было нарушено право на защиту, принцип презумпции невиновности, он не был доставлен в срочном порядке к судье и первый раз увидел судью только через пять с половиной месяцев после задержания.

Комитет ООН по правам человека пришел к выводу, что было нарушено право на жизнь Гришковцова, так как он был приговорен к смертной казни в ходе судебного процесса, где были нарушены минимальные гарантии справедливого суда.

Комитет по правам человека установил, что были нарушены статьи 6 (право на жизнь), 7 (запрет пыток), пункт 3 статьи 9 (не доставление к судье в срочном порядке после задержания), пункты 2, 3d и 3g статьи 14 (презумпция невиновности, право на защиту, право не принуждаться к даче показаний против себя) Международного пакта о гражданских и политических правах.

Кисляк дополнил, что 6 декабря 2010 года Комитет ООН по правам человека при регистрации жалобы Гришковцова потребовал от белорусских властей не приводить смертный приговор в исполнение, пока дело не будет рассмотрено в данном органе.

В июле 2011 года Гришковцов был расстрелян, предположительно, вместе с другим приговоренным к смерти Андреем Бурдыко.

Кисляк уточнил, в своем решении по данному делу комитет установил, что, приведя в исполнение смертный приговор Гришковцову до завершения рассмотрения его сообщения, Беларусь нарушила свои обязательства по факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Напомним, 14 мая 2010 года Гродненский областной суд приговорил двух жителей Гродно к исключительной мере наказания — расстрелу. Преступления были совершены в ночь на 14 октября 2009 года в одной из квартир дома по улице Кабяка в Гродно. Ранее судимые 29-летний Олег Гришковцов и 28-летний Андрей Бурдыко появились в квартире поздно вечером под предлогом совместного распития спиртных напитков, намереваясь завладеть имуществом хозяев. Около 2.00 14 октября по малозначительному поводу они затеяли с хозяевами ссору, во время которой убили трех человек: мужчину и двух женщин. Находившемуся в квартире школьнику преступники пригрозили убийством, если он кому-то расскажет об увиденном. После этого они подожгли квартиру и ушли, прихватив с собой компьютер, другие вещи и ребенка.

Суд признал обоих виновными в совершении преступлений, предусмотренных п. 1, 6, 12, 15 ч. 2 ст. 139 (убийство двух и более лиц с особой жестокостью, сопряженное с разбойным нападением, совершенное группой лиц), ч. 3 ст. 207 (разбой с причинением тяжких телесных повреждений), ч. 2 ст. 218 (умышленное повреждение имущества путем поджога), п. 1, 6 ч. 2 ст. 182 (похищение малолетнего группой лиц), ч. 2 ст. 207 (разбойное нападение), ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 205 (покушение на кражу автомашины), ст. 378 (хищение документов) Уголовного кодекса.

«В соответствии с международными обязательствами, взятыми на себя нашим государством, у нас допускается применение смертной казни, но она может быть назначена только по итогам судебного разбирательства, в ходе которого будут соблюдены необходимые требования к отправлению правосудия, изложенные в статье 14 пакта. К сожалению, данную норму наши суды не выполняют. Дело Гришковцова — это уже четвертое белорусское дело, рассмотренное по существу в Комитете ООН по правам человека в связи с вынесенной смертной казнью. Ранее были рассмотрены дела в отношении Владислава Ковалева, Андрея Жука, Василия Юзепчука. В каждом из этих дел установлено применение пыток и, как следствие, нарушение права на жизнь», — отметил Кисляк.