Как в деревне Лужки опровергают мнение, что жизнь есть только в городе

У многих горожан бытует мнение, что деревня — это серость, пьянство и деградация населения. Деревня Лужки Шарковщинского района, известная своей богатейшей историей, это мнение уверенно опровергает.

У многих горожан бытует мнение, что деревня — это серость, пьянство и деградация населения, а наши знаменитые и процветающие огуречные и клубничные столицы считают исключением из правила. Деревня Лужки Шарковщинского района Витебской области, известная своей богатейшей историей, это мнение уверенно опровергает — деревня не потерялась и не растерялась, а живет, работает, воспитывает детей. Серые краски здесь не приветствуются — в каждом подворье радуют яркими цветами клумбы, а при школе и дендропарк имеется.

Золотой фонд Лужков — душевные люди

Какими-то неисповедимыми путями рисунки воспитанников Лужковской детской школы искусств попали на глаза сотрудникам компании «Хайнц» — производителя одного из самых знаменитых в мире кетчупов. Не в каждой деревне есть школа искусств, поэтому в компании решили поддержать юных художников и подарить им бумагу, краски, пластилин и всё прочее, что крайне необходимо для творчества.

В поездку представители компании пригласили и журналистов, а в качестве гида — директора фонда «Страна замков» Александра Варикиша, который не раз возил туристов в Лужки.

Года четыре назад и я впервые побывала в Лужках. Обмениваясь впечатлениями с Александром, мы сошлись на том, что Лужки — интереснейшее место на карте Беларуси и населяют его какие-то исключительно душевные люди, что и подтверждалось на протяжении всей поездки. 

 

 

 

 

Школа искусств: наш человек есть и в Академии музыки

В Лужковской детской школе искусств школьники обучаются по трем направлениям: музыка, театральное искусство и вот уже третий год — художественное творчество.

В самом здании школы искусств занимаются только музыканты, театралы — в клубе, а художники — в общеобразовательной школе. Директор школы искусств Юрий Пазейчук отметил, что их выпускники поступают в профильные колледжи и даже «есть наш человек в Академии музыки». Он уверен, что и у художественного направления большое будущее, потому что дети любят рисовать. 

 

И самое главное, что посещая школу искусств, дети заняты, творчески развиваются. Такой багаж как умение играть на пианино или аккордеоне никогда не будет лишним в жизни юных воспитанников, уверен директор школы искусств.

В Лужках есть несколько коллективов художественной самодеятельности, в которых вместе выступают выпускники школы искусств и их педагоги. 

 

А среди огорчительных моментов Юрий Пазейчук назвал старый парк музыкальных инструментов и текучесть кадров: молодые специалисты, как правило, больше двух лет не задерживаются — «для детей это не очень хорошо».

Учительница рисования Анастасия Заболотнюк сама выбрала школу в Лужках как первое рабочее место после окончания художественно-графического факультета ВГУ, отработала два года и осталась на третий. Но дальнейшие планы с Лужками не связывает, хотя очень любит своих учеников, да и ни сколько не жалеет о том, что приехала именно сюда. 

 

Удастся или нет заполучить очередного молодого специалиста, неизвестно, в этом смысле перспективы художественного направления в местной школе искусств туманны. Дело в том, что заявок от школ может быть больше, чем выпускников-бюджетников, да и те иногда компенсируют затраты на обучение, только бы не ехать в деревню.

Какой-то иррациональный страх перед сельской местностью еще можно как-то объяснить у горожан не в первом поколении, но ведь и жители деревень, отучившись в вузе, заявляют, что на село не поедут — мол, образование для того и получали, чтобы в городе обосноваться.

Справка

В минувшем учебном году в Витебской области работало 66 школ искусств, из них в сельской местности — 10 школ и 88 филиалов. В них занималось 3500 детей по следующим направлениям: музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, хореография и театральное искусство.

Директор средней школы: у нас все дети без исключения талантливые

Современное здание общеобразовательной школы, конечно, впечатлило, но школьный двор, утопающий в цветах, с тонким ароматом петуний, восхитил еще больше. 

 

Все это великолепие, а также площадка «Размаўляем па-беларуску», созданная для популяризации родного языка, музей природы, зимний сад и школьный дендропарк появилось в Лужках благодаря личному вкладу и труду учителей, детей и работников школы. 

   

 

«Саженцы для посадки дендрария мы приобрели в Ботаническом саду, благодаря тесному сотрудничеству. Создали свой питомник древесных растений», — рассказывает директор Лужковской средней школы Лариса Гаранина


Фото Дарьи Кириленко 

Научные сотрудники предупреждали, «что из-за разницы в климате между Минском и нашим регионом, а известно, что в столице сады зацветают на две недели раньше, чем у нас, хорошо, если приживутся два-три деревца. У нас прижились почти все растения. И это успех!» 

 

 

 

«Большая часть растений использована для озеленения территории школы. Некоторые саженцы мы уже продаем, а также реализуем часть урожая, выращенного на пришкольном участке — так пополняем спецсчёт школы, тем самым укрепляем материально-техническую базу школы. С целью удешевления питания в школьной столовой у нас свои овощи и фрукты. Дети работают и пользуются результатами своего труда — это очень важно», — уверена директор школы.

Одним словом, на что в столичных школах собирают деньги с родителей, на селе зарабатывают дети и учителя.

Если кто-то считает, что в сельской школе нет возможности получить хорошее образование, судите сами: на 171 школьника приходится 32 педагога, изучение белорусского языка, биологии, химии, физики, математики и обществоведения ведется на повышенном уровне.

«Дети участвуют в предметных олимпиадах на всех уровнях и занимают призовые места. По итогам прошлого учебного года 26% наших выпускников поступили в вузы, но не меньше нас радует и то, что 69% обучающихся выбрали специальности, связанные с рабочими профессиями, востребованными в родном регионе», — отметила директор школы.

О детях здесь заботятся не только педагоги. По решению Шарковщинского райисполкома сельскохозяйственное предприятие «Городец» выделяет для школьной столовой мясо по цене в 5% от себестоимости. И поэтому школьный обед обходится всего в 9-12 тысяч рублей. Если в семье, где ребенок посещает группу продленного дня, доход на 1 человека менее 1 529 000 рублей, то питается ребенок в школьной столовой бесплатно. 

 

 

Никогда не ставила знак равенства между сельской местностью и неблагополучными семьями. Пока я мысленно подбирала корректную формулировку, Лариса Викторовна предугадала мой вопрос:

«Нужно очень осторожно использовать такие термины как неблагополучная семья, трудный ребенок. Лучше сказать — семья, нуждающаяся в особом внимании. Каждый родитель желает своему ребенку добра, но не каждый сам обладает определенными ресурсами, чтобы дать ребенку хорошее воспитание, способствовать его всестороннему развитию. Поэтому наша задача — помочь детям из таких семей. И дети откликаются на заботу, внимание. Дети, нуждающиеся в повышенном внимании, способны хорошо учиться, с удовольствием занимаются в различных объединениях по интересам, спортивных секциях, участвуют в художественной самодеятельности. Все дети талантливы и имеют творческие способности, и наша задача — рассмотреть в них эти искорки и разжечь их. Поэтому мы во всём готовы помогать родителям наших учеников, так как всегда чувствуем их поддержку».

Дети очень быстро привыкают к той среде, в которой живут. Посещая школу, круглый год утопающую в цветах, дети приучаются к красоте, а значит, к созиданию. 

 

К слову, в каждом подворье жителей Лужков есть клумбы с цветами — известное дело, на селе ведь всегда стараются выглядеть не хуже соседа. 

 

Председатель сельсовета: мы не ждем чуда, а работаем

Один из школьных коридоров Лариса Викторовна отдала под художественную галерею воспитанников Анастасии Заболотник. И пока сверлились стены, картины помещались в рамки и развешивались, я уехала с председателем Лужковского сельсовета Татьяной Краснодубской, чтобы поинтересоваться социальной сферой деревни. 

 

С конца 1930-х годов в Лужках был свой доктор. Теперь здесь благоустроенное здание больницы на 5 коек, поликлиника на 100 посещений в смену, есть своя аптека и больница сестринского ухода на 40 мест. 

 
Больница и поликлиника

«В сентябре мы обязательно обходим дома пожилых людей, чтобы узнать, как они подготовилось к зиме, кому какая помощь нужна, — рассказала Татьяна Краснодубская. — В зимний период в больнице сестринского ухода проживает больше людей — некоторые там только зимуют. Несколько человек живет в этой больнице ни один год — это тяжелобольные люди. Не все из них одинокие, у некоторых дети живут в Минске, а то и за границей. Дети созваниваются с родителями, навещают. Не осуждаю детей за то, что не забирают родителей к себе. Для сельского жителя его дом, сад — это частичка души, и уехать из родных мест — сильнейший стресс. А тут они пусть не в своем доме, но знают, что он рядом. Известно, что пожилые люди на новом месте практически не могут прижиться. В свое время к нам приехали переселенцы из Чернобыльской зоны, и если молодежь и дети легко адаптировались, то у стариков изболелись сердца за свои брошенные дома».

«Как и в Минске, наши пожилые люди платят 80% от пенсии в период проживания в больнице сестринского ухода. И если где-то такие больницы скорее помогают старикам в бытовом плане, то у нас многие нуждаются именно в постоянной медицинской помощи», — отметила Татьяна Краснодубская.

От вопроса о средней зарплате местных жителей председатель сельсовета вежливо уклонилась, аргументировав это тем, что цифры мало имеют отношения к реальности:

«У нас много бюджетников — больница, школа, два детских сада. Зарплаты в этой сфере всем известны. Самые низкие заработки у полеводов. Заработки механизаторов в посевную и уборочную кормят их все остальное время. Ну и люди у нас не ленивые: огород, живность — хорошее подспорье».

В Шарковщинском районе нет промышленных предприятий, следовательно, бюджет не богат. Правда, сейчас некоторые надежды связывают с открывающимся в ближайшее время торфоперерабатывающим заводом, построенном с участием инвесторов из Чехии.

«Без денег не сделаешь ремонт в той же больнице сестринского ухода, но мы не ожидаем чуда, а делаем то, что можем сейчас: есть возможность поменять два окна и отремонтировать одну палату — хорошо. Что касается благоустройства территории, то здесь нужно просто мотивировать людей, и толокой можно и цветы посадить, и разные украшения смастерить», — пояснила Татьяна Краснодубская. 

 
Больница сестринского ухода

В рабочее время, к слову, редкого прохожего можно было увидеть на улице. На нескольких полях работали какого-то фантастического вида механизмы. Активность замечена на подворьях: кто яблоки собирает, кто в огороде копается.

Помогать другим людям — это очень круто!

Татьяну Краснодубскую огорчает, что местная молодежь, впрочем, как и любая другая, получившая диплом о высшем образовании, уверена, что жизнь есть только в Минске:

«Каждые два года новый учитель, врач — это не очень хорошо. Старшее поколение наших медсестер проработало здесь 20-30 лет — они, по сути, семейные врачи: о здоровье каждого сельчанина знают больше, чем он сам. Фельдшера нам удалось заполучить: Юля познакомилась с нашим участковым, а он после Академии МВД вернулся домой служить, и вскоре сыграли свадьбу! И семья молодая образовалась, и специалист хороший остался в Лужках»! 

 
Юлия и Дмитрий Малиновские

Прошло буквально пару часов, и в школе появилась своя художественная галерея. 

 

А перед ее открытием мы встретились с юными художниками. Они знали, что к ним приедут гости с подарками, и подготовили свои. Смешливый и бойкий Антон так презентовал свой рисунок:

«Если выращивать много помидоров, можно приготовить тонны кетчупа, заработать кучу денег и помогать другим людям — это очень круто!» 

 

Уже известно, что рисунок и рассуждения школьника о жизни очень понравились персоналу компании «Хайнц», поэтому будем надеяться, что дружба производителей соусов и детского пюре со школьниками из Лужков только начинается.

 


  • Красивая местность и талантливые люди!