У белорусов в Антарктиде появится свой дом

С 2006 года белорусам приходилось работать во временном лагере, переданном им россиянами.

Беларусь полна решимости продолжать свои научные программы в Антарктиде, и уже зимой у наших полярников там появится свой дом. С 2006 года белорусам приходилось работать в лагере, переданном им россиянами.


Первые блоки новой станции отправятся в Антарктиду уже в октябре

Первый трехсекционный модуль белорусской станции будет смонтирован в Антарктиде уже этой зимой. В декабре 2015-го — феврале 2016 года, когда в южном полушарии Земли будет лето, на ледяной континент отправится 8-я белорусская полярная экспедиция, в которую, как ожидается, войдут пять специалистов в разных областях.

План станции был разработан еще в 2013 году. Первая очередь строительства рассчитана минимум на ближайшие пять лет.

«В 2019-2020 годах мы планируем иметь достаточно модулей, чтобы начать первую зимовку», — рассказал заместитель начальника Республиканского центра полярных исследований Алексей Гайдашов, руководивший белорусской экспедицией, которая закончила свою работу в Антарктиде в мае этого года.

Площадка под строительство белорусской станции вручную очищена от камней. Первый модуль будет отправлен в Антарктиду в конце октября.

«Модули — это белорусская разработка, основанная на лучшем мировом опыте полярного строительства», — отметил Алексей Гайдашов.

Всего модулей будет 14-18, у них будет различное назначение, появится медицинский блок. Они будут размещены рядом со старой базой.

Начиная с 2006 года белорусские полярники работали в районе горы Вечерней в полевом лагере, который россияне передали во временное безвозмездное пользование. Как рассказал Алексей Гайдашов, лагерь представляет собой пять состыкованных металлических контейнеров. Помещения ремонтировали, чтобы там можно было жить и работать.


Так сейчас выглядит белорусский лагерь. Фото Алексея Гайдашова для TUT.by

Что изменится?

С появлением у белорусских ученых собственного дома в Антарктиде условия для работы станут гораздо лучше, а значит, с большей уверенностью можно ожидать интересных результатов.

Ведущий научный сотрудник центра по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси, кандидат биологических наук Юрий Гигиняк был в Антарктиде несколько раз, во время последней экспедиции ему исполнилось 70 лет. Впервые попал в Антарктиду в 1971 году. Тогда в течение почти двух лет изучал обителей подледных глубин:

«Я увидел, какое там богатство! Тысячи и тысячи видов животного и растительного мира. Беда в том, что если произойдет потепление климата, и температура воды увеличится на несколько градусов, эти микроорганизмы не выживут».

Говоря о практических результатах полярных экспедиций, Юрий Гигиняк отметил, что со временем Беларусь может получать от мирового сообщества квоты на вылов рыбы:

«Когда мы построим свою базу, Беларусь сможет претендовать на вылов 15 тысяч тонн рыбы в год. Если не будем ловить, можем продавать квоты другой стране. Это будет реальная экономическая выгода от экспедиций в Антарктиду».

Результаты изучения мхов и лишайников на Южном полюсе могут быть полезными для фармакологии и пищевой промышленности.

«Лишайник, губка может жить до 10 тысяч лет, — рассказал Юрий Гигиняк. — Возникает вопрос — как это возможно и как можно использовать. Для биологов, генетиков, микробиологов работы в Антарктиде — непочатый край».

Безусловно, результаты научной работы довольно специфические, непрофессионалам их понять трудно. Например, еще один участник экспедиции, инженер-геофизик Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ Илья Бручковский занимается исследованиями озонового слоя над Антарктидой.

Ученые испытывали различные приборы для дистанционного зондирования природной среды, по изучению природных ресурсов Антарктики и климатических условий.

К слову, за годы наблюдений белорусы оказались причастны к нескольким рекордам. Так, 21 июля 1983 года Владимир Карпюк зафиксировал самую низкую температуру на Земле — минус 89,2 градуса по Цельсию. Алексею Гайдашову удалось зарегистрировать максимальный порыв ветра — 78 м/с.

Когда Алексей Гайдашов слышит обывательское «зачем нам это Антарктида», то не удивляется: «На микробытовом уровне такой вопрос понятен. Однако человек может построить дома, дворцы, одеться в шелка. А что дальше? Человек разумный идет по пути познания. Его волнует, где начало, где конец Земли, Вселенной, почему что-то происходит так, а не иначе. Только в этом — стремлении познать далекое, неизведанное — и состоит в принципе суть человека разумного».