Государство для народа лишило ухода инвалида первой группы

В системе социальной защиты населения Беларуси процветает формализм, равнодушие и мелочность…

В системе социальной защиты населения Беларуси — страны, живущей под лозунгом «Государство для народа» — процветает формализм, равнодушие и мелочность. Чиновники, которые обязаны помогать тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию — инвалидам, одиноким, престарелым, на первое место в своей работе ставят интересы государства и без зазрения совести готовы отобрать несчастные копейки бюджетной помощи. Были бы хоть какие-то основания.

Чиновникам виднее, в какой помощи нуждается инвалид? 

Минчанину Денису Городенскому — 36 лет. Он — инвалид 1-й группы, уже 15 лет не может самостоятельно передвигаться из-за травмы позвоночника. Живет с мамой, которая до выхода на пенсию два года назад ухаживала за ним и получала пособие по уходу за инвалидом первой группы. Право на пособие она потеряла, как только ей назначили пенсию по возрасту. Таков закон.

Пособие по уходу за инвалидом оформили на Сергея Бесараба — друга Дениса. Сергей давно и постоянно помогает ухаживать за Денисом, так как определенные процедуры его мама физически не в состоянии выполнить в одиночку.

«20 октября Сергея лишили права за мной ухаживать. Я обратился в управление социальной защиты администрации Первомайского района Минска с просьбой разъяснить мне причины отказа. Я категорически не согласен с тем, что меня лишили права на уход, который меня полностью устраивал, считаю это неправомочным», — рассказал корреспонденту Naviny.by Денис Городенский.

Людмила Петровна, мама Дениса не понимает, как можно было одним махом решить такой серьезный вопрос: «Нам нужна помощь! Мой сын весит около ста килограммов. Мы живем в хрущевке, я не могу его занести в ванную, вывести на улицу. Я не в состоянии всё делать сама! Не понимаю, почему чиновники решают такие вопросы без участия Дениса, ведь у него надо спросить, удовлетворяет его помощь или нет».

В управлении соцзащиты Людмиле Петровне сказали, что такое решение принято, потому что, по мнению чиновников, за Денисом ухаживает она сама. «И делать это я должна без получения зарплаты, так как я пенсионер», — говорит мама Дениса.

По ее словам, чиновники настаивают на том, что помощь, которую им оказывает Сергей Бесараб, не является уходом. «Однако уход, на мой взгляд, должен быть в таком виде, как удобно не чиновникам, а тем, за кем ухаживают», — возмущается Людмила Петровна.

У государства на этот счет есть своя позиция: определять, что считать постоянным уходом, а что — добровольной помощью, уполномочена делать специальная комиссия. А право на пособие имеют только те, кто осуществляет постоянный уход. 

Фото sb.by«Согласно законодательству, под постоянным уходом понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки», — пояснила заместитель начальника управления соцзащиты администрации Первомайского района Минска Наталья Третьяк.

Она подчеркнула, что вопрос ухода за инвалидами первой группы и лицами старше 80 лет и получения пособий «находится на контроле в прокуратуре»: «Требованием прокуратуры и наших вышестоящих органов является периодическое проведение проверки факта осуществления ухода. В этом году работники территориального центра Первомайского района посетили всех нетрудоспособных, за которыми осуществляется уход, составили акты, в которых отразили, какую помощь им оказывают».

По словам чиновницы, 9 сентября 2015 года сотрудники территориального центра соцобслуживания приходили и к Денису Городенскому. Как заявила Наталья Третьяк, в управлении имеется документ, на котором стоит подпись Дениса.

«В ходе визита установлено, что Сергей Бесараб ходит за лекарствами, продуктами, помогает осуществлять гигиену, посещать медучреждения. Ухаживает за Денисом Городенским его мама», — подчеркнула Третьяк.

Однако и сам Денис, и его мать настаивают, что тот объем помощи, который оказывает Сергей Бесараб и есть ни что иное, как уход за инвалидом.

А кроме того, 9 сентября к ним вообще не приходили соцработники. «Я не подписывал в этот день никаких бумаг, моей подписи не может быть на них», — сказал Денис Городенский.

По словам Натальи Третьяк, Сергей Бесараб был вызван в управление соцзащиты, ему задали несколько вопросов, из ответов на которые сделали вывод, что он бывает в семье не ежедневно, а «когда нужна физическая помощь».

Как рассказал Сергей Бесараб корреспонденту Naviny.by, он действительно был в управлении соцзащиты, а с ним еще порядка 50 человек, вызванных для беседы. Причем она была построена так, что он не понял, что она носила официальный характер.

«Я помогал этой семье до того, как мне назначили зарплату, буду помогать и дальше. Я никогда не отказываю Денису в уходе и помощи», — сказал Сергей Бесараб.

«Это не тот уход, за который можно назначить пособие, — настаивает Наталья Третьяк. — Мы отказываем даже тем, кто приходит четыре раза в неделю по требованию, потому что это не постоянный уход. В данном случае мать осуществляет уход, как любая другая мать. Если помощь нужна не каждый день, можно привлечь волонтеров, БРСМ. Есть возможность заказать социальное такси, обратиться в центр социального обслуживания населения».

В будущем за инвалидом может быть закреплен социальный работник, который будет приносить продукты и лекарства, убирать в квартире. А вот помогать матери поднимать и переносить в ванную мужчину массой около ста килограммов соцработник не будет — не обязан.

Наталья Третьяк отметила, что «если человек находится на надомном обслуживании в территориальном центре, пособие по уходу не назначается».

Выплата пособия Сергею Бесарабу прекращается 1 ноября, «и с этого момента можно обращаться за помощью соцработника», подчеркнула замначальника управления соцзащиты администрации Первомайского района.

И здесь борются с тунеядцами!

Наталья Третьяк отметила, что пособие — это частичная компенсация утерянного заработка, когда люди вынуждены оставлять работу, чтобы ухаживать за нетрудоспособным членом семьи.

Теперь же, по словам Третьяк, участились случаи, когда семьи формально нанимают для ухода сторонних лиц, но ухаживают сами. У тех, кто оформлен ухаживать, идет трудовой стаж для будущей пенсии и такие люди не попадают под декрет «о тунеядцах».

«Вы не представляете, как увеличилось число людей, которые стали оформлять уход за родственниками после появления декрета, — сказала Наталья Третьяк. — Тот, кто ухаживает, получает статус работающего, а пособие отдает в семью инвалида. Поэтому факт осуществления ухода мы будем ежегодно мониторить».

Теперь Денису Городенскому придется в суде доказывать, что Сергей Бесараб не просто так получал от государства пособие, а действительно осуществлял уход за инвалидом.

Забота о государственных интересах выше заботы о человеке

Эта история красноречиво демонстрирует, что государство не стесняется защищать свои интересы, даже если при этом ущемляются интересы тех, кого государство само обязалось защищать и поддерживать. 

 Чиновники не говорят, что в казне нет денег на качественную социальную помощь, однако практика применения законодательства явно не в пользу простого человека, отметил в комментарии для Naviny.by координатор Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

«Особенно это заметно на местном уровне, где в результате осмысления законодательства людей лишают помощи. Оценка и контроль нужд инвалидов носит недопустимый характер, когда с людьми обходятся неуважительно. Нет попытки диалога, прояснения ситуации, а потребности инвалидов уходят на второй план», — подчеркнул Сергей Дроздовский.

Он отметил, что в последнее время в Офис приходит много жалоб на то, что инвалидов лишают постоянного ухода.

«Это большая проблема, — сказал Дроздовский. — Люди лишаются помощников по уходу необъективно. Были случаи, когда те, кто ухаживал, подвергались давлению со стороны местной власти и отказывались ухаживать за инвалидами. Наша позиция такова — качество услуг может оцениваться только человеком, которому нужна помощь. Пока же в Беларуси забота о государственных интересах выше заботы о человеке. А должно быть наоборот».

 


  • "Государство для народа лишило ухода инвалида первой группы" Как говорится, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся. В январе 2013 года россиянка Ольга Туханина писала: В прошлом году, еще до начала всяких массовых выступлений, некоторые мудрые люди предостерегали вождей российского протеста: не надо, мол, вставать на скользкий путь, переводя политическое противостояние в морально-нравственное. Ни к чему хорошему это не приведет. Можно быстро выиграть тактически, но в итоге потерпеть сокрушительное стратегическое поражение. Однако ж искушение оказалось слишком велико. Рецепт лапши быстрого приготовления. Лапши для сторонников, само собой. Взять да и объявить себя Рыцарями Света, а своих противников – воинством тьмы. Себя – детьми ангелов со светлыми лицами, а своих оппонентов – порождениями ехидны. Правда, такие примитивные формулы уже и на реальных войнах перестают работать, но тут была надежда на блицкриг. На жаркое дыхание «арабской весны», на бурю и натиск, на моментальную победу, которая столь же моментально всё спишет. В общем, сдавайтесь, мерзавцы, а то вас откаддафят по полной. Увы, блицкриги в наших снежных пространствах катят не очень. И вот, когда выяснилось, что в Кремль с разгона въехать не удалось, все оппозиционные силы, сшитые на скорую нитку, тут же поползли.... Одно дело, когда пьяным за рулем был обнаружен, допустим, автослесарь. Да мало ли у нас такого? Спивается страна, чего обращать внимание. Но совсем другое дело, когда пьяным за рулем был обнаружен, к примеру, секретарь какого-нибудь суда. И что с того, что это никакая должность с никакой зарплатой. «Секретарь суда» – звучит. Вот они там все пьют и друг друга отмазывают. Одно дело, когда человека сбил обычный Вася Пупкин. Совсем другое дело, если на Васе Пупкине в момент происшествия была ряса. Такая вот политическая подача, такой вот прием. Синекдоха, Россия. Уж если полицейский – то Евсюков. Уж если надзиратель в тюрьме – то садист. Уж если судья – то продажный. Начинали с жуликов и воров, закончили маршем против подлецов. Но с подобной риторикой необходимо быть исключительными праведниками. Однако ж в оппозиционных шкафах обнаружилось скелетов едва ли не больше, чем в шкафах кремлевских. И тут лидеры протеста угодили в то, о чем их и предупреждали. С властей-то, простите, какой спрос? Они ж там жулики и подлецы, сами говорите. Природа, что поделать? Ну, творят зло. Затем и поставлены. Но вы-то совсем не такие, верно? Вы-то другие? Когда бывшая супруга «Блогера № 1» всея Руси обвинила Адагамова (drugoi) в педофилии, соратникам пришлось выступать единым фронтом, заранее отрицая все обвинения. До разбирательств... Беда одна не ходит. Не успели как следует защитить первого оппозиционного блогера, как второй убил собственную супругу. Совсем потеряешься. Кто хуже-то? Съехавший Евсюков, палящий в случайных посетителей супермаркета, или Кабанов, хладнокровно разделывающий маму собственных детей в двух метрах от самих детей? Я ЭТО К ТОМУ, ЧТО, МОЖЕТ, НЕ СТОИТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ТАКИМИ ПАФОСНЫМИ ЗАГОЛОВКАМИ? Равно как и воспевать всех погоненосцев, например, а то мало ли что... Все под Богом ходим... А то не успели Пореченкова попинать, как сами знаете министр иностранных дел какой европейски ориентированной страны матерные частушки для развлечения толпы поёт. Самим не стыдно, не?
  • Обязательным условием для назначения трудовой пенсии по возрасту является наличие стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - страховой стаж) не менее 15 лет (Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570), определенным категориям гражданам(статьи 17-22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет. При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия по достижении женщинами 60 лет, мужчинами 65 лет. Получается, что если трудоспособное лицо, получая при этом маленькое пособие, осуществляло и осуществляет уход за инвалидом первой группы на протяжении длительного времени, и у него не будет требуемого 15 летнего страхового стажа, так как уход за инвалидом первой группы не включается в страховой стаж, то у него нет права на трудовую пенсию. Найти работу, чтобы совмещать ее с должным уходом за инвалидом первой группы, в настоящее время невозможно. Да и уход за инвалидом это тоже работа, как и считалось до недавнего времени. И это социальное государство. Возьмите пример с соседней России, где и уход за инвалидом первой группы, и уход за детьми до 1,5 лет ( но не более 3 лет) и даже служба в вооруженных силах включаются в страховой стаж. Вот и получается данный указ № 570 ущемляет права тех, кто вынужден в силу обстоятельств ухаживать за инвалидом первой группы, и приравнивает их к так называемым тунеядцам.