Директор кабельного оператора Сергей Ковган: в распределении авторских вознаграждений нужна прозрачность

По его мнению, отношения между авторами и кабельными операторами омрачают несовершенства законодательства…

К сложившейся сегодня в Беларуси между кабельными операторами и Национальным центром интеллектуальной собственности (НЦИС) практике отчисления авторских вознаграждений есть претензии и у кабельных операторов, и у обладателей авторских прав на тот или иной контент.

Позицию авторов недавно в интервью Naviny.by изложил председатель авторского совета при НЦИС композитор Олег Молчан. На эту публикацию откликнулся генеральный директор ЗАО «Эфир» Сергей Ковган, высказавший свою точку зрения относительно сложившихся отношений между авторами и кабельными операторами.

Сергей Ковган

— Прежде всего, хочу поддержать Олега Молчана в том, что нам всем нужно уважать и развивать национальную культуру. Считаю, что на радио и телевидении мало звучит произведений белорусских авторов. Точных подсчетов не вел, но думаю, не более 10%. Поддерживаю и позицию НЦИС о защите интересов наших авторов, — вот с такого неожиданного монолога Сергея Ковгана началось интервью.

— Но если все «за», тогда почему суды завалены исками к кабельным операторам?

— Моя компания, уверен, что и коллеги тоже, хотят работать в правом поле. Закон об авторском праве обязывает кабельных операторов платить авторам за трансляцию их произведений, но реально мы не можем отследить, произведения каких авторов используются. Например, в концерте много участников, но у оператора нет сведений, какие конкретно авторы участвовали в создании прозвучавших композиций, и тогда выход один — вырезать из программы весь концерт, чтобы не попасть под санкции.

Если нарушение правил происходит каждый месяц, то это не значит, что мы не законопослушные, это значит, что, как говорил Жванецкий, «нужно что-то поправить в консерватории». Речь о системной ошибке, заложенной в законодательство. Нужны изменения в закон об авторском праве.

Следует учесть, что технологии меняются каждые полгода, поэтому необходимо выработать такие нормы, чтобы отчисление авторских не зависело от среды распространения контента. Сегодня есть пристальное внимание к кабельным операторам, завтра — переключатся на провайдеров, а потом появится технология раздачи интернета с дирижабля, тогда кого будем штрафовать?

— Можно ли привести конкретные цифры, сколько кабельные операторы перечислили в НЦИС.

— Да, эта цифра не составляет тайны — 600 миллионов рублей в месяц — информация доступна на сайте НЦИС. Но если речь идет о том, что в НЦИС по тарифу 3% от выручки должны платить все кабельные операторы, то расчет простой. Общее количество абонентов — где-то 2 500 000 — умножаем на среднюю абонплату 40 000 рублей и берем от этой суммы 3% — получаем 3 млрд рублей в месяц!!! Но это очень большая сумма, и, полагаю, что даже НЦИС на нее не претендует. И второе: абсолютно понятно, что львиную долю платежей сегодня делают именно частные кабельные операторы.

Необходим единый подход ко всем распространителям произведений, независимо от формы собственности — сегодня его нет. Закрытость информации, непрозрачность расчетов и приводят к конфликтным ситуациям. Вижу две ключевые проблемы: необходим четкий механизм по сбору авторских и прозрачность в распределении вознаграждений. Это не значит, что на сайте НЦИС нужно указывать, сколько получил каждый автор — достаточно, сколько поступило средств из разных источников, сколько распределено авторам, в том числе белорусским и иностранным, сколько ушло на содержание аппарата НЦИС, налоги.

— А как вы прокомментирует письмо НЦИС авторам, в котором говорится о желании операторов кабельного телевидения получить освобождение от выплат авторского вознаграждения за использование произведений белорусских авторов.

— Здесь снова подмена понятий. Речь идет об общедоступном пакете ТВ-каналов, которые операторы должны транслировать и, соответственно, не могут влиять на программный продут, который они закупают. Поэтому мы предлагали переложить эти выплаты на телеканалы. По-моему, это логично.

Сегодня мы платим телеканалу, условно говоря, три рубля за программу, а потом отчисляем три процента от выручки НЦИС. Считаю оптимальным, чтобы деньги перечисляли только телеканалы, а мы покупали у них контент с полной очисткой. То есть мы приобретаем программу уже за три рубля и пять копеек, а телеканал рассчитывается с НЦИС с учетом и нашей доли. Такая практика есть в мире.

Союз кабельных операторов не раз обсуждал ситуацию в Министерстве информации и Министерстве связи и информатизации, но пока не пришли к какому-то решению, тем более никто ни от чего нас не освобождает в отношении белорусских авторов. На сегодняшний день суммы, которые причитаются белорусским авторам, заметно меньше тех, которые уходят в Россию — наши телеканалы закупают очень много российского контента. Может быть, это — главная причина того, что размер вознаграждений белорусских авторов упал? Но это вопрос не к нам.

— Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы конфликт между кабельными операторами и авторами был исчерпан?

— Мы со своей стороны сделали все необходимые шаги. Наши предложения и замечания разосланы во все заинтересованные ведомства. Мяч на другой стороне поля, но если в ближайшее время вопрос не будет урегулирован за столом переговоров с участием всех заинтересованных сторон, платежи в НЦИС могут прекратиться.

 

  


  • IV
    ЗАО "Эфир" - услуги по трансляции телевизионных программ - Минск и Минская область. На их сайте телезрителям рекомендуют к просмотру российские и зарубежные программы. Туда же,по их словам, в Россию, уходят почти все деньги. Деятельность никак не связана с развитием белорусской культуры, а скорее наоборот. Пока у белорусских бизнесменов будет такая психология, говорить о независимости и о самоопределении Беларуси бессмысленно. Он с таким же успехом мог бы оказывать услуги по трансляции где-нибудь в Смоленской области. Но там платят даже парикмахерские и никто не поднимает этот вопрос.Вот и смотрим российский контент, потому, что они свое развивают и культивируют и собирают деньги с таких ретрансляторов.